На клумбе были посажены яркие маки
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели.
2) Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами.
3) На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.
4) Представители интеллигенции стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.
5) Миф об эффективности детектора лжи изо всех сил поддерживается как самими полиграфологами так
и прочими заинтересованными структурами.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведём верное написание.
1)О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели.
2)Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами.
3)На клумбе были посажены яркие маки, и нежные тюльпаны, и мохнатые ноготки. См. Правило15.1.3. При различных комбинациях союзного и бессоюзного сочетания однородных членов предложения соблюдается правило: если однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды, то запятая ставится между всеми однородными членами.
4)Представители интеллигенции стремились к смысловой точности и выразительности речи, боролись против искажения и засорения родного языка.
5)Миф об эффективности детектора лжи изо всех сил поддерживается как самими полиграфологами, так
и прочими заинтересованными структурами.
Одна запятая необходима:
в 4 предложении: его однородные сказуемые СТРЕМИЛИСЬ и БОРОЛИСЬ разделяются запятой;
в 5: союз КАК. ТАК И.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ И В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
В этом задании проверяются знания двух пунктограмм:
1. Запятые в простом предложении с однородными членами.
2. Запятые в сложносочинённом предложении, части которого соединяют сочинительные союзы, в частности, союз И.
Цель: найти ДВА предложения, в которых нужно поставить ПО ОДНОЙ запятой в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно указывать номера тех предложений, где была ПОСТАВЛЕНА пропущенная запятая, так как бывают такие случаи, что в предложении уже есть запятая, например, при деепричастном обороте. Её мы не считаем.
Не следует искать запятые при различных оборотах, вводных словах и в СПП: по спецификации в данном задании проверяются лишь три указанные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены
Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.
ОЧ — однородные члены.
ССП — сложносочинённое предложение.
Алгоритм выполнения задания должен быть таким:
1. Определяем количество основ.
2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.
3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).
Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.
15.1 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ
Однородные члены предложения — это такие члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Однородные члены предложения (как главные, так второстепенные) всегда соединёны сочинительной связью, с союзом или без него.
Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Аксаков с подлинно поэтическим воодушевлением описывает и летние , и зимние картины русской природы.
В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.
В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. Так, в предложении Вскоре ударил тяжёлый ливень и покрыл шумом дождевых потоков и порывы ветра, и стоны соснового бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл; два дополнения, порывы и стоны.
Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.
Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.
15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.
Общая схема: О , О , О .
Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.
Пример: На натюрморте изображены жёлтые, зелёные, красные яблоки.
15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ
Общая схема: О и/да/либо/или О .
Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.
Пример 1: На натюрморте изображены жёлтые и красные яблоки.
Пример 2: Везде её встречали весело и дружелюбно .
Пример 3: Только ты да я останемся жить в этом доме.
Пример 4: Я приготовлю рис с овощами либо плов .
15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.
Общая схема: О , О и О .
Правило: Если последний однородный член присоединяется союзом и, то запятая перед ним не ставится.
Пример: На натюрморте изображены жёлтые, зелёные и красные яблоки.
15.1.4. Однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды
Правило: При различных комбинациях союзного (пункт 15.1.2) и бессоюзного (пункт 15.1.1) сочетания однородных членов предложения соблюдается правило: если однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды, то запятая ставится между всеми однородными членами
Общая схема: О , и О , и О .
Общая схема: и О , и О , и О .
Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Пример 2: На натюрморте изображены и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Более сложные примеры:
Пример 3: От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи — от всего побежали далеко длинные тени.
Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.
Пример 4: Было грустно и в весеннем воздухе , и на темневшем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.
Пример 5: Дома, и деревья, и тротуары были укрыты снегом. Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.
Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него.
Именно эта схема часто воспринимается за ошибочную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.
Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.
Пример 1: По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые; собирались и читали. Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.
Пример 2: Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.
15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)
Схема: О , а/но/да О
Правило: При наличии союза А, НО, ДА(=но) запятые ставятся.
Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно .
Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.
Пример 3: Мал золотник, да дорог .
15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ
Схема: О , или О , или О
Правило: при двукратном повторении других союзов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ставится всегда:
Пример 1: А старик расхаживал по комнате и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.
Обратите внимание, что в предложении имеются также однородные обстоятельства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.
После сказуемого «расхаживал» запятой нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)
15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.
Правило: При двойных союзах запятая ставится перед второй его частью. Это союзы как. так и; не только. но и; не столько. сколько; насколько. настолько; хотя и. но; если не. то; не то что. но; не то чтобы. а; не только не, а, скорее. чем и другие.
Примеры: Я имею поручение как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .
Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тонким психологом .
Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .
Туманы в Лондоне бывают если не каждый день , то через день непременно.
Он был не столько расстроен , сколько удивлен сложившейся ситуацией.
Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при выполнении задания 7 (тип «ошибка на однородные члены») мы уже встречались с этими союзами.
15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно
Общая схема: Схема: О и О , О и О
Правило: При попарном объединении второстепенных членов предложения запятая ставится между парами (союз И действует локально, только внутри групп):
Пример1: Аллеи, засаженные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к деревянной эстраде.
Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий .
Пример 3: Книги по географии и туристские справочники , друзья и случайные знакомые твердили нам, что Ропотамо – один из самых красивых и диких уголков Болгарии.
15.1.9.Не являются однородными, поэтому не выделяются запятыми:
Ряд повторов, имеющих усилительный оттенок — это не однородные члены.
А снег шёл и шёл.
Простые осложнённые сказуемые также не являются однородными
Сказал так сказал, пойду проверю.
Фразеологизмы с повторяющимися союзами не являются однородными членами
Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь
Если в предложении есть неоднородные определения , которые стоят перед поясняемым словом и характеризуют один предмет с разных сторон, между ними нельзя вставить союз и.
Из глубины цветка неожиданно поднялся сонный золотистый шмель.
15.2. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.
Пример: Три раза зимовал он в Мирном, и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.
В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:
1) ССП с соединительными союзами (и; да в значении и; ни . ни; тоже; также; не только . но и; как . так и);
2) ССП с разделительными союзами (то . то; не то . не то; или; либо; то ли . то ли);
3) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же).
15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.
Запятая между частями сложного предложения ставится по основному правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением особых условиях , которые ограничивают действие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, является ли предложение сложным, необходимо найти его грамматические основы. Что нужно учитывать при этом:
а) Далеко не всегда каждое простое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, частотны предложения с одной безличной частью , со сказуемым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал .
Схема: [ предстоит ], и [ он знал ].
В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.
Схема: [ позвонили ], и [ никто не сдвинулся ].
б) Подлежащее может быть выражено местоимениями, как личными, так и других разрядов: Я вдруг услышал до боли знакомый голос, и это вернуло меня к жизни.
Схема: [Я услышал ], и [это вернуло ]. Не теряйте местоимения в роли подлежащего, если оно дублирует подлежащее из первой части! Это два предложения, у каждого своя основа, например: Художник был хорошо знаком со всеми гостями, и он немного удивился , увидев незнакомое ему лицо.
Схема: [Художник был знаком], и [он удивился ]. Сравним с аналогичной конструкцией в простом предложении: Художник был хорошо знаком со всеми гостями и немного удивился , увидев незнакомое ему лицо. [ О Сказ и О Сказ].
в) Поскольку сложное предложение состоит из двух простых, то вполне вероятно, что каждое из них может иметь однородные члены в своём составе. Запятые ставятся и по правилу однородных членов, и по правилу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воздухе и подбрасывал . Схема предложения : [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ].
15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении
В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена .
Самое сложное для учащихся —это понять, есть ли общий второстепенный член предложения , который даст право не ставить запятую между частями, или его нет. Общий— значит, относящийся одновременно и к первой части, и ко второй. Если общий член есть —запятая между частями ССП не ставится . Если он есть, то во второй части не может быть аналогичного второстепенного члена , он только один, стоит в самом начале предложения. Рассмотрим простые случаи:
Пример 1: Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу.
Оба простых предложения в равной мере могут претендовать на обстоятельство времени «через год». Что случилось через год? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.
Перестановка общего члена в конец предложения меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смогла выйти на работу через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. Поэтому для нас так важно во-первых, место общего члена, только начало предложения, а во вторых, общий смысл предложения.
Пример 2: К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру? Ветер утих. Начало подмораживать.
Теперь более сложный пример 1: На окраине города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была вполне весенняя картина. В предложении два обстоятельства, у каждого простого— своё. Именно поэтому запятая поставлена. Общего второстепенного члена нет. Таким образом, наличие второго второстепенного члена такого же типа (места, времени, цели) во втором предложении даёт право поставить запятую.
Пример 2: К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится.
Необходимо отметить, что бывают и другие случаи, при которых запятая не ставится между частями сложносочинённого предложения. К ним относится наличие общего вводного слова, общей придаточной части, а также двух предложений неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти случаи не включались в задания ЕГЭ, и в пособиях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.
Было темно ( ) и только высоко на вершинах деревьев кое-где дрожал яркий золотой свет и переливался радугой в сетях паука.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
· Задание №C85393 Отложить Удалить из отложенных Пометить как решённое Удалить из решённых
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Извилистые дорожки (1) плавные линии (2) которых (3) манят в глубину участка (4) делают сад загадочным.
Техническая поддержка — АНО «Учебно-издательский центр „Интерактивная линия“» © ФИПИ 2013–2014
Использование материалов открытого банка в коммерческих целях запрещено
· Открытый БанкОБ заданий ГИА /
oЛексика и фразеология
oМорфемика и словообразование
oВыразительность русской речи
oИнформационная обработка текстов различных стилей и жанров
oОтложенные задания (0)
Отложенные задания (0)
· Русский язык, 11 класс
· Лексика и фразеология
· Морфемика и словообразование
· Выразительность русской речи
· Информационная обработка текстов различных стилей и жанров
· Задание №C8CAC4 Отложить Удалить из отложенных Пометить как решённое Удалить из решённых
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Я видел счастливого человека (1) заветная мечта (2) которого (3) осуществилась.
· Задание №C90061 Отложить Удалить из отложенных Пометить как решённое Удалить из решённых
Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Представители экспрессионизма считали любое бессознательное действие отражением психического состояния художника ( ) и в этом видели смысл изображаемого.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
· Задание №CA0FB5 Отложить Удалить из отложенных Пометить как решённое Удалить из решённых
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Перед нами лежала Койшаурская долина (1) пересекаемая, как двумя серебряными нитями, Арагвой и другой речкой (2) и (3) убегая в соседние теснины от тёплых лучей солнца (4) скользил по ней голубоватый туман.
· Задание №CA78EA Отложить Удалить из отложенных Пометить как решённое Удалить из решённых
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
М.В. Ломоносова называют первым русским академиком: он проявил особую широту интересов в занятиях физикой, химией, геологией, историей России и поэзией.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена второй части.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
· Задание №CAEA19 Отложить Удалить из отложенных Пометить как решённое Удалить из решённых
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
Индивидуальность писателя проявляется даже в предпочтении того или иного цветового эпитета.
Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно и в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.
Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.
Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.
· Задание №CD0F6C Отложить Удалить из отложенных Пометить как решённое Удалить из решённых
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели.
Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или пáрами.
На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.
Представители интеллигенции стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.
· Задание №CD1B7C Отложить Удалить из отложенных Пометить как решённое Удалить из решённых
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.
Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.
Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.
· Задание №CDE274 Отложить Удалить из отложенных Пометить как решённое Удалить из решённых
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Поиск ответа
Всего найдено: 26
Вопрос № 300738 |
Предложение: “Когда «старый» лес вырубается, на его месте обязательно должны быть вы сажен ы молодые сажен цы.”. Как корректно сказать, “на его месте” или “на его место”?
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: на его месте, вместо него.
Вопрос № 298896 |
Доброго времени суток. Является ли словосочетание «сажать сажен цы» тавтологией?
Ответ справочной службы русского языка
Это тавтологичное сочетание, однако его использование нельзя считать ошибкой (в силу того, что отсутствует равнозначный нетавтологичный вариант).
Вопрос № 292966 |
Добрый день! Подскажите, необходимы ли запятае в предложениях: 1. “Находится у лестницы (,) ведущей к морю.” 2. “Гуляя по парку, вы сможете увидеть нижнюю часть японского сада и хорошо рассмотреть растения(,) рас сажен ные между камнями.” 3. “Сверху(,) кажется, что вода из бассейнов вот-вот перельется через край и спадет вниз огромным потоком.” 4. “Это очень символично, ведь обычай устилать пальмовые ветви(,) в знак почтения(,) под ноги царям и победителям(,) идет с глубокой древности. 5. “В «Айвазовском»(,) таким символичным образом(,) приветствуют всех гостей прекрасного парка.
Ответ справочной службы русского языка
Запятые нужны только в первых двух предложениях.
Вопрос № 290752 |
Скажите, пожалуйста, почему в словосочетании Прощеное воскресенье слово ПРОЩЁНОЕ пишется с одной буквой Н
Ответ справочной службы русского языка
Две буквы н пишутся в прилагательных, соотносимых с глаголом сов. вида, напр.: брошенный, возмущенный, данный, купленный, лишённый.
Исключения: конченый, названый (брат), посажёный (отец, мать), Прощёное воскресенье, прощёный (день, колодец).
Вопрос № 288845 |
Все чаще в книгах встречаются обороты вроде “. тот милый человек, ЧТО обратил внимание. ” “. множество космонавтов, ЧТО бороздят просторы вселенной. ” “. демонов, ЧТО живут в каждом. “. То есть не используются ни причастия, в данных случаях, “бороздящих”, “живущих” или, хотя бы местоимения “который/ая/ые”. Подскажите, пожалуйста, может быть есть какое-то новое правило?
Ответ справочной службы русского языка
У слова что есть значение ‘который’, и такое употребление очень распространено в художественной литературе. Вариант демоны, что живут в каждом вовсе не является менее правильным, чем демоны, живущие в каждом или демоны, которые живут в каждом. Не очень понятно, почему Вы заподозрили, что это новое правило: подобные конструкции в изобилии встречаются в русской классике. Например: Старый дуб, что по сажен отцом. Некрасов. Где насекомые, что так разнообразно жужжали в траве? Гончаров. Вот подарок тебе, что давно посулил. А. Кольцов. Не из тех ли только он бездушных, что в столице много встретишь ты? Некрасов. Спой мне песню ту, что пел ты в хате лесника. Полонский.
Вопрос № 287930 |
Здравствуйте, уважаемые специалисты! Подскажите, пожалуйста, как правильно оформить в тексте словосочетание “деревья дружбы”? К примеру, в предложении “О проведенном мероприятии еще долго будут напоминать вы сажен ные деревья дружбы”. Нужны ли кавычки? Со строчной или заглавной буквы будет начинаться каждое из слов? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Следует писать в кавычках, с маленькой буквы: вы сажен ные «деревья дружбы».
Вопрос № 281867 |
Здраствуйте, у меня возник вопрос где нужно поставить запятую:
На клумбе были по сажен ы яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки
Ответ справочной службы русского языка
Нужны две запятые: На клумбе были по сажен ы яркие маки, и нежные тюльпаны, и мохнатые ноготки.
Вопрос № 279988 |
Скажите, пожалуйста, почему стоит двоеточие в предложении: “Крутой восьми сажен ный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нецелованной волнами гальки. “
Ответ справочной службы русского языка
“Справка” не выполняет домашних заданий.
Вопрос № 272168 |
Правильно ли поставлены знаки препинания?
Посадил он перед подъездом маленький сажен ец и сказал соседям, если они не будут трогать дерево, то все у них будет хорошо.
Ответ справочной службы русского языка
Между частями предложения лучше поставить двоеточие: Посадил он перед подъездом маленький сажен ец и сказал соседям: если они не будут трогать дерево, то все у них будет хорошо.
Вопрос № 267492 |
Подскажите, пожалуйста, как будет правильно? 342 250 сажен цев или 342 250 сажен ца? И каким правилом нужно руководствоваться при склонении в данном случае?
Ответ справочной службы русского языка
Верно: 342 250 сажен цев , так как количественное числительное пятьдесят (на которое оканчивается 342 250) требует существительного в форме родительного падежа множественного числа.
Вопрос № 264969 |
Как употребить в предложениях прямое и переносное значение слова – школа
Ответ справочной службы русского языка
ШК О ЛА, -ы; ж. [от греч. schole]
1.
Учебное заведение, которое осуществляет общее образование и воспитание молодого поколения; здание, в котором помещается это заведение. Начальная, средняя ш. Пойти, поступить, ходить в школу. Ученик, воспитанник, выпускник школы. Кончить, окончить школу. Работать учителем в школе. Директор новой школы. Здание, классы, туалеты школы. Строить пятиэтажную кирпичную школу. Математическая, английская, французская школа
(с углублённым преподаванием какого-л. предмета или ряда предметов, например, математики, английского языка и т.п.).
2. только ед.
Система общего образования, совокупность соответствующих учреждений и учебных заведений. Отделение школы от церкви. Традиции русской школы. Место и роль школы в стране.
3. чего или какая.
Учебное заведение, училище, курсы и т.п., где даются специальные знания, профессиональные навыки. Музыкальная ш. Ш. танцев. Лётная, фельдшерская ш. Ш. прапорщиков. Детская спортивная ш. Вечерняя, художественная ш. для детей и взрослых. Высшая ш.
(система высшего специального образования; общее название для высших учебных заведений).
4. только ед.
Система приёмов, обязательных упражнений, видов работ при изучении чего-л., при овладении каким-л. мастерством, искусством. Начальная ш. игры на фортепиано. Композиция и натюрморт входят в школу. Никак не сдать школу. Откатать школу (разг.; в фигурном катании).
5. чего или какая.
Приобретение знаний, выучки, опыта; сами знания, выучка, опыт. Пройти тяжёлую трудовую школу. Иметь за плечами хорошую, превосходную школу. У вас плохая ш. графики. Служба в армии – это суровая ш. Ш. жизни. Ш. спорта.
6.
Направление, течение в науке, искусстве, литературе, общественно-политической мысли и т.п., обладающее характерными свойствами, методами, приёмами. Позиционная шахматная ш. Искусство делится на школы. Различные литературные школы. Новая ш. физиков. Писатели карамзинской школы. Геохимическая ш. Вернадского. Создать свою школу в науке.
7. С.-х.
Питомник, где выращивают растения (сеянцы или сажен цы) до посадки на постоянное место. о лка, -и; ж. Пренебр. (6 зн.). Шк о льный (см.).
Вопрос № 260822 |
Можно ли “основать” парк? Или правильней создать?
Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Если парк употребляется в значении ‘большой сад или на сажен ная роща с аллеями, цветниками, водоемами’, правильно: разбить парк. Парк ‘ ‘заповедник’ основать можно.
Вопрос № 257080 |
Возле заброшенных дрожек возвышались кучки дров,потемневших от ветра и дождя ,сложенных сажен ями.
скажите,пожалуйста,значение слова ” сажен ь” в данном предложении!
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 247523 |
Как правильно поставить ударение в слове “по сажен ный ” отец?
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 237163 |
Ответ справочной службы русского языка
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1.1)Некоторые виды животных могут служить индикаторами температуры воздуха воды и почвы.
2)Амбру чаще всего находили на берегах или около островов тропических морей.
3)Со вниманием и любовью написаны художником и сам дом и обстановка в нём и одежда персонажей.
4)С особенной энергией и увлечённостью действовал Стасов в качестве художественного и музыкального критика.
Ответ:1
2.1) По поведению некоторых животных люди могут определять приближение штормов и бурь или наступление безоблачной погоды.
2) В солнечный день сквозь прозрачную воду тёплых тропических морей хорошо видны заросли одиночных и колониальных коралловых полипов.
3)Легкокрылыми стрекозами можно любоваться около озёр или прудов.
4) На портрете художники стремятся не только верно запечатлеть внешний облик человека но и передать его внутренний мир.
Ответ: 4
3.1) Художники и скульпторы изображали героев мифов и преданий в заученных положениях.
2) В середине 50-х годов XX века появилась необходимость выращивать не только жемчужины в моллюсках но и самих моллюсков.
3) Ни одно из живых существ наземного мира не может сравниться по красоте и яркости с коралловыми полипами.
4) Поэзия окружающей природы и жизни привлекала молодого писателя гораздо сильнее поэзии памятников старины и древних руин.
Ответ: 2
4.1) Множество забавных и грустных привычных и неожиданных сцен отпечатывалось в цепкой памяти мальчика.
2) На песчаных отмелях реки или озера при желании можно найти двустворчатые раковины моллюсков.
3) Во время Крымской кампании Л.Н. Толстой видел героизм народа и неисчислимые беды и несчастья войны.
4) Яркостью и многоцветием актинии затмевают красоту тропических растений и порхающих над ними разноцветных птиц и бабочек.
Ответ: 1
5. 1) В неурожайный год можно пройти по тайге сотни километров и не услышать ни криков кедровки ни бормотания бурундуков.
2) В Приморье много закрытых бухт и заливов.
3) А.Х. Востоков был избран действительным и почётным членом многих русских и иностранных научных обществ.
4) Вдали морские волны казались то голубыми то зелёными то тёмно-синими.
Ответ: 1
6. 1) Только слышится завывание ветра в снастях да тихий гул моря.
2) Все эти звуки были странно красивы и грустны и казались началом чудесной сказки.
3) Фёдору постоянно мерещились огни то справа то слева.
4) В движениях Анны не чувствовалось волнения или страха.
Ответ: 3
7. 1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
2) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.
3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.
4) Довольно скоро он обжился в этом районе и подружился с соседями.
Ответ: 2
8. 1) Художник совершал поездки по Финскому заливу и Чёрному морю и отразил свои впечатления во многих полотнах.
2) Каждая осина в лесу или на меже осенью кажется мне каким-то фантастическим растением.
3) Во взгляде автора «Слова о полку Игореве» мы угадываем и любование бесконечными просторами t и доподлинное знание окружающего мира.
4) За снежным туманом не видно ни поля ни телеграфных столбов ни леса.
Ответ: 3
9. 1) После обеда бабушка выходила на балкон с вязанием или шитьём.
2) Солнце поднимается из-за облаков и заливает лес и поле греющим светом.
3) Видны были только силуэты деревьев да тёмные крыши сараев.
4) Способность ориентироваться во времени есть как у животных так и у растений.
Ответ: 4
10.1) Обобщающие слова должны стоять перед однородными членами или после них.
2) Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.
3) Ночью ветер злится да стучит в окно.
4) Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и умение трудиться.
Ответ: 2
11. 1) Для проверки правописания безударной гласной корня надо изменить слово или подобрать родственное.
2) В голове шумело не то от воя и свиста бури не то от радостного волнения.
3) Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.
4) Попутчик не расслышал сказанное или пренебрёг моим намёком.
Ответ: 2
12. 1) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.
2) Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами.
3) На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.
4) Представители интеллигенции всегда стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.
Ответ: 4
13. 1) О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели.
2) Желтые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами.
3) На клумбе посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.
4)Представители интеллигенции стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.
Ответ: 4
14.1) Огонь костра то разгорается то угасает.
2) На новогодних гирляндах сияли и искрились синие и красные розовые и голубые жёлтые и зелёные фонарики.
3) Задумайте любое число и увеличьте его на три.
4) Про воду про ветер про туманы и мели много не расскажешь.
Ответ: 1
15. 1) В роще невысокой липа да орешник разрослись широко.
2) Его любили не столько за возвышенный ум сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться.
3) Травы и цветы горячо и сладко пахли на припёке.
4) Речной жемчуг беловатого или жёлтого цвета встречается в озёрах с чистой водой.
Ответ: 2
16. 1) В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого.
2) В гостиной графа зеркала и картины и вазы были настоящими произведениями искусства.
3) Для многих книги Достоевского или Толстого интереснее любого детективного романа.
4) Хорошо тёплой осенью потеряться в густых чащах осин и берёз и дышать прелым запахом травы.
Ответ: 1
17. 1) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.
2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток.
4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.
Ответ: 4
18. 1) Солнце докатилось до края земли и растеклось по небу вишнёвым заревом.
2) Художник писал как городские так и деревенские пейзажи.
3) Пришлось ждать своей очереди и поневоле слушать скучные и уже надоевшие разговоры.
4) У волнистых попугайчиков нарост у основания клюва может быть голубого или синего цвета.
Ответ: 2
19. 1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
2) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.
3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.
4) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.
Ответ: 2
20. 1) Есть различные версии и гипотезы о происхождении и значении названия этого растения.
2) Долгими осенними вечерами мы читали вслух или просто сидели у камина.
3) Рыцари то завоёвывали новые города то теряли все свои приобретения то снова готовились к походам.
4) Рудольф Нуриев виртуозно владел техникой как классического так и современного танца.
Ответ: 4
21. 1) После обеда бабушка выходила на балкон с вязанием или шитьём.
2) В XIX веке в Европе и Америке наука и производство развивались быстрыми темпами.
3) Богатый и не бедствует да жалуется.
4) За туманом не видно ни поля ни телеграфных столбов ни леса.
Ответ: 3
22.1) Для убеждения читателя в справедливости своих оценок автор рецензии может использовать как приёмы научного анализа так и средства художественной выразительности.
2) Очень многие акварели не имели авторов или приписывались тем или иным декабристам предположительно.
3) Жаргонные слова выпадают и из традиции и из сферы разумного словоупотребления и из единообразия речи.
4) Герой романа любил путешествия и приключения и в то же время стремился к комфорту и семейному уюту.
Ответ: 1
23. 1) И в дождь и в холодный ветер и в грозу радостно возвращаться домой с полной корзиной грибов.
2) Этот край нехоженых троп и непуганых зверей и птиц обладает большой привлекательностью.
3) Каждая осина в лесу или на меже осенью кажется мне каким-то фантастическим растением.
4) Сюжеты для произведений декабристам подсказывали как актуальные проблемы современной жизни так и события национальной истории.
Ответ: 4
24. 1) В XV веке применяли как тяжёлые пушки для осады крепостей так и лёгкие орудия в полевых сражениях.
2) Слово выражает мысли и может служить для соединения и разделения людей.
3) Микеланджело изображал людей с могучим телом и сильной волей смелых и неукротимых спокойных и решительных.
4) В лукавом и озорном и необыкновенно лиричном голосе русской балалайки слышится скоморошья удаль первых музыкантов на Руси.
Ответ: 1
25. 1) Климатические условия региона влияют как на архитектуру зданий так и на планировку квартир.
2) Для разработки новых образцов техники нужны как оборудование так и высококвалифицированные рабочие как инженерно-технические кадры так и экспериментальные заводы.
3) Продукцию многих машиностроительных комбинатов сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров.
4) Во время ботанических экскурсий и обследований во многих областях и районах велись наблюдения и сбор информации об использовании растений в народной медицине.
Ответ: 1
26. 1) Ни на стенах ни на окнах не было никаких украшений.
2) Среди ремесленников были ткачи и оружейные мастера и резчики по кости.
3) Мощная «шуба» вокруг нашей планеты состоит из свободных протонов и электронов и разделена на два пояса.
4) Дела да случаи совсем замучили.
Ответ: 1
27. 1) В состав фразеологизма могут входить устаревшие слова или слова в переносном значении.
2) Византийское войско превосходило противника и в численности и в вооружении.
3) Я иду домой и по дороге ещё раз обдумываю всё от начала и до конца.
4) И копьё и стрелы и барабан по-прежнему были в вигваме.
Ответ: 2
28.1) Литературе нужны как талантливые писатели так и талантливые читатели.
2) На уроке-зачёте или устном экзамене стремитесь построить свой ответ в форме связного высказывания.
3) На снегу в осиновых и берёзовых рощах попадаются заячьи и беличьи следы.
4) Лес и поле и цветущий луг залиты солнцем.
Ответ: 1
29. 1) Цели астрологов и алхимиков были фантастичны но их наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний как по астрономии так и по химии.
2) В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках.
3) На улице весь декабрь то снег то дождь.
4) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.
Ответ: 3
30. 1) В гуашевой живописи преимущество имеют плоские и круглые кисти.
2) Я вынул из ящика стола списки романа и черновые тетради и начал их жечь.
3) Сердце то вдруг задрожит и забьётся то безвозвратно тонет в воспоминаниях.
4) Можно любить родник или тропинку тихое озеро или густой лес синюю ночь или светлое утро.
Ответ: 3
Внимание!Орфографически проблемными являются сочинительные присоединительные союзытоже, (а) также, притом, причем (=и),а также противительный союззато (=но). Их надо уметь отличать от местоимений и наречий, от которых эти союзы образованы и которые имеют иной орфографический облик, например: зато (союз)иза то (за что? –местоимение с предлогом); притом(союз) и при том(при чём? –местоимение с предлогом); также (союз) и так же (как? – наречие с частицей)и под.
Образцы применения орфографического привила:
тоже= также=и: Он тоже (=также) студент. — И он студент.
Запомните и пишите же всегда раздельно в следующих сочетаниях:
Дата добавления: 2016-10-30 ; просмотров: 2250 | Нарушение авторских прав
Задание 15 ЕГЭ 2015
Задание 15 ЕГЭ 2015
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых
нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.
Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.
Она просто клала голову на сложенные бутербродом ладони и в
следующую секунду уже видела какой-нибудь приятный сон.
Осенью и природа засыпает и люди готовятся к зиме.
Без нитки да иголки шубы не пошить.
1) Индивидуальность писателя проявляется даже в предпочтении того или иного цветового эпитета.
2)Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно и в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.
3) Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.
4)Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.
5) Как наше так и вражеское войско томилось в ожидании настоящего боя.
1)Цели астрологов и алхимиков были фантастичны но их наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний как по астрономии так и по химии.
2)В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках.
3)На улице весь декабрь то снег то дождь…
4)Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.
5) Ни на стенах ни на окнах не было никаких украшений.
1) Мне хотелось застать медведя за едой или за рыбной ловлей на берегу реки.
2) Берёзовые рощи и аллеи вызывают чувство радости и умиротворённости.
3) Рябина прекрасна и по весне и осенью.
4) Ни на воде ни на земле ни в воздухе настоящий турист не чувствует растерянности.
5) Наташа подмигнула брату и оба удерживались недолго и звонко расхохотались.
1) Старый князь был ещё в городе и его ждали каждую минуту.
2) Человек должен соблюдать как юридические так и нравственные законы.
3) Океан и небо перемешались и понеслись над головой потоками воды.
4) Артист читал басни и рассказы и лирические миниатюры.
5) Полина любила находиться в кабинете мужа или в библиотеке.
1) Гущин набирается смелости и задает вопрос тихим и робким голосом.
2) Лесные ягоды лучше всего собирать или утром или вечером.
3) Самоварчик уже был готов и стоял на столе.
4) Владимира пленяли усадьбы и дачи по сторонам и тишина вокруг.
5) Соревнования из-за дождя не состоялись и решено было перенести
их на ближайшее воскресенье.
1) Много желал да ничего не поймал.
2) Идеальный дворянин должен был походить и на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.
3) Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребенка в училище живописи.
4) Соревнования из-за дождя не состоялись и решено было перенести их на ближайшее воскресенье.
5) В лесу одному шумно и жутко и весело
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых
нужно поставить ОДНУ запятую.
Обобщающие слова должны стоять перед однородными членами или после них.
Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.
Ночью ветер злится да стучит в окно.
Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и умение трудиться.
У церкви сиротливо мерцал одинокий фонарь да ещё здание школы светилось огнями.
Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.
Попутчик не расслышал сказанное или пренебрёг моим намёком.
Ветер достиг силы урагана и визжал долго и зло.
Газеты ничего не подсказывали да и мало их было.
Люди сильно проголодались лошади тоже нуждались в отдыхе.
Представители интеллигенции стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.
О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели.
Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или пáрами.
На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.
В голове шумело не то от воя и свиста бури не то от радостного волнения.
Для проверки правописания безударной гласной корня надо изменить слово или подобрать родственное.
Дети каждый день сыпали на подоконник для синиц и воробьев крошки и крупу.
Высота горных хребтов определяет как характер растительности так и своеобразие животного мира.
У Обломова в кабинете переломаны или перебиты почти все вещи.
Молодые великаны-сосны устремлены в голубое небо и от этого ещё шире кажутся просторы золотой нивы.
Венчики трав качались от ветра и осыпали наши плечи желтой цветочной пылью.
Выпускник историко-филологического факультета Петербургского
университета Лев Щерба был награждён за блестящую работу по
языкознанию золотой медалью и ему предложили остаться в
Прошёл короткий ливень и на улицах запахло горькой сладостью
И стар и млад понимали тогда значение происходящего.
Память накапливает добрый опыт и традиции и постоянно противостоит уничтожающей силе времени.
И в науке и в литературе и в музыке в целом всегда открыта универсальная тайна наших способностей.
Казалось, что всё в этом роскошном парке чужое и каждую минуту
нас могут прогнать.
Вот крик и снова все вокруг затихло.
С вершин деревьев валятся на землю последние сухие листья и по
тропинкам в октябре нельзя ступить.
Каждая нация имеет свою духовную и материальную культуру и непоколебимую веру в законность и нерушимость своего места на земле.
При свете молнии стали видны дома и сараи и стволы мокрых деревьев.
Дыхание осенних ветров то прохватывает тайгу болотной сединой то вплетает в неё золотые и серебристо-жёлтые пряди.
Зимой я ходил на охоту либо катался с ребятами с горы либо прогуливался с ними на лыжах.
Задолго до рассвета Ильинична затопила печь и к утру уже выпекла хлеб и насушила две сумки сухарей.
Дачники лениво или гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.
На клумбе были посажены яркие маки
- ЖАНРЫ 359
- АВТОРЫ 257 453
- КНИГИ 590 474
- СЕРИИ 21 996
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 549 660
Георгий Алексеевич Скребицкий
От первых проталин до первой грозы
Я был ещё совсем маленьким, когда мама вышла замуж за доктора нашей местной больницы. Звали его Алексей Михайлович. Он был толстый, весёлый и добрый. Мы с ним сразу же подружились. Это случилось очень давно, так давно, что мне кажется — я всё своё детство прожил вместе с Михалычем.
Жили мы тогда в крошечном уездном городке Чернь, Тульской губернии. Наш городок походил скорее на живописную деревеньку. Одноэтажные домики были разбросаны по косогору над речкой.
Летом они прятались в густой листве старых садов, а зимой до самых окон их засыпали пушистые сугробы снега.
В зимнюю пору городок совсем затихал. По ночам в него частенько забегали зайцы. Они заглядывали в сады, обгрызали кору яблонь и груш.
Вот в этом-то по-деревенски привольном местечке мне посчастливилось провести годы детства и юности, провести их, бродя по полям и лесам или сидя с удочкой на берегу тихой глубокой речки.
Семья наша была невелика. Мой приёмный отец Михалыч, так я звал его с самого раннего детства, мама и дети Михалыча от первой жены — Наташа и Серёжа. Наташа была старше меня на семь лет, Серёжа — на два года.
Жили мы вместе не круглый год. Наташа зимой училась в Москве и только летом приезжала погостить к нам. Серёжа, наоборот, всю осень и зиму проводил с нами, в Черни, а на лето уезжал в Москву к своей маме.
Помню, бывало, весной, когда он собирался уезжать, я очень горевал. А Серёжа радовался, что скоро увидит маму, что они вместе поедут на дачу и там он будет целые дни удить на мух уклеек. Всё это было, конечно, хорошо, да только грустно — ведь теперь мы с ним не увидимся до самой осени.
Вообще мы с Серёжей жили дружно, особенно когда подросли и у обоих проснулась страсть к настоящей рыбной ловле, а позднее — к охоте. Эту страсть пробудил в нас Михалыч. Он был нашим первым другом и наставником. Он научил нас ловить рыбу, охотиться, а главное — понимать и любить природу, любить во всякое время года: и в пору цветущей весны, и в хмурые дни поздней осени.
Михалычу, именно ему первому, я обязан тем, что из всех путей жизни выбрал самый увлекательный путь — путь следопыта-натуралиста.
Первым лицом в нашем доме, в нашем маленьком хозяйстве, была, конечно, мама. Не только мы, ребята, но даже Михалыч признавал это и нередко говаривал мне и Серёже: «Ну, как Сама велит, так и будет», или: «Ох, друзья, и достанется нам от Самой на орехи!» — при этом он лукаво подмигивал и делал вид, что очень боится мамы.
Мама и вправду частенько распекала нас вместе с Михалычем за разные проделки. Так уж сразу и повелось, что Михалыч, Серёжа и я — три товарища и должны таить наши проказы от «грозного домашнего начальства».
А начальство было совсем негрозное. Как сейчас, помню я маму: маленькая, полная, добродушная, целые дни, бывало, no-хозяйству хлопочет, то что-нибудь чинит, штопает, то в кухне с кухаркой — с тёткой Дарьей готовит, а потом накинет Михалычеву охотничью куртку или тёплый платок и отправляется во двор. Там уж её настоящее царство. Куры и утки только завидят маму, со всех концов спешат к ней, суетятся, кричат, в руки заглядывают. А нарядный петух, мамин любимец, тот прямо с разбегу норовит на плечо ей взлететь. Мама будто случайно нагнётся за чем-нибудь — он уже тут как тут: усядется на плече, шею вытянет, захлопает крыльями да как закричит на весь двор: «Ку-ка-ре-ку…» Мама уши скорей затыкает: «Ой, оглушил совсем, убирайся прочь!» А сама из кармана хлеб достаёт, угощает Петеньку. Петух поклюёт хлебца и на землю слетит. Ходит следом за мамой: куда она — туда и петух, ни на шаг не отстаёт.
Но мама занималась не только домашним хозяйством, были у неё и другие дела. После двух часов дня, когда Михалыч возвращался из больницы, к нему на дом нередко приходили больные. А частенько случалось и так: зайдёт какая-нибудь старушка к нам во двор, стоит в нерешительности.
— Тебе, бабушка, чего надо? — спросит её, проходя мимо в кладовку, тётка Дарья.
— Да вот, сердешная, заболела я, — отвечает старушка.
— Значит, пришла полечиться? Вон звонок над дверью, позвони, тебя к доктору проведут.
— Да нет, родимая, мне бы лучше к Самой, к докторше попасть.
Дарью такой ответ ничуть не удивляет. Она его слышит не в первый раз и потому равнодушно отвечает:
— Тогда иди вон туда, на кухню, там докторшу и разыщешь.
Старушка, сразу подбодрившись, спешит к указанной двери.
Сколько теперь я припоминаю, приём пациентов, правда всегда бесплатных, у докторши был не меньше, а, пожалуй, даже побольше, чем у самого доктора.
Михалыч частенько шутя упрекал маму:
— Ты у меня скоро всех больных отобьёшь.
— Да мои больные к тебе всё равно не пойдут, — улыбаясь, отвечала мама. У тебя какое лечение: послушаешь, постукаешь, пропишешь лекарство, и всё можете уходить домой. А моим пациентам совсем другое нужно. Вот на днях старушка одна из Казачьей слободы ко мне приходила: «Полечи, говорит, сделай такую милость». — «А что, спрашиваю, у тебя болит?» — «Эх, матушка, всё болит: и голова, и живот, и поясница… всё болит, совсем я занедужила». Сели мы с ней за стол, налила я ей чайку, разговорились. Много всего она мне про свою жизнь рассказала, сколько нужды, сколько горя видела. «У меня, говорит, пуще всего болит душа, так иной раз болит, так тоскует, и не приведи бог». Поговорила я с ней, дала ей соды от изжоги. Очень она моим лечением осталась довольна. Второй раз заходила, говорит: ни одно лекарство ей никогда так не помогало…
— Да ей не лекарство нужно, а просто поболтать захотелось. Вот зачем они все к тебе приходят, — не выдержав, перебивает маму Михалыч. — Конечно, я бы не стал все эти россказни слушать. Я врач, а не отец-утешитель.
— Ну и отлично, и не слушай, — миролюбиво соглашается мама. — Поэтому мои больные к тебе и не идут. У нас с тобой разные пациенты.
Так и осталась жить в моей памяти мама — спокойная, ласковая и такая уютная, что от одного её присутствия на душе становилось легко и радостно.
Когда мне исполнилось семь лет, мама начала учить меня читать и писать. Это обучение продолжалось целых два года, вернее, две зимы.
Не знаю, многому ли научился я у такой доброй и нетребовательной наставницы, но зато до сих пор я с радостью и с благодарностью вспоминаю наши занятия, совсем нетрудные и такие интересные для нас обоих.
Мама-докторша, мама-хозяйка, мама-учительница… А потом, когда я подрос и начал собирать и тащить в дом разных зверьков, птиц, ящериц, рыбок, мама стала ещё и главным хранителем нашего домашнего зверинца. Стыдно сознаться, а утаивать не хочу: тащить-то я тащил домой всякую живность, которую удавалось поймать в лесу или в поле, а вот кормить, ухаживать терпения не хватало. Тут-то мама и приходила на помощь. Принесёт, бывало, из чулана корзину с зайчатами, высадит малышей на стол и поит их по очереди молоком из соски. Зайчата лезут к пузырьку, друг друга носами отпихивают. Мама сердится, ворчит:
— Мучение прямо, развели тут зверья, а ухаживать некому. Выброшу всех, и конец.
Но я был вполне спокоен: никого из моих зверей мама, конечно, не выбросит, не обидит, это только одни слова.
Привольно жилось у нас четвероногим и крылатым питомцам. Большинство из них очень скоро становились совсем ручными, бегали и летали по комнатам, по двору, по саду, жили на полной свободе, совсем не боялись людей. Но все они особенно хорошо знали маму, отличали её от других и сразу спешили на её голос.