Когда человек приручил лошадь

Когда человек приручил лошадь

Задолго до приручения дикие лошади были излюбленными охотничьими животными первобытного человека.

Одомашнение лошади, тоже имеет много спорных сторон. Ведь существующие сегодня, дикие лошади, приручаются крайне тяжело, известны только единичные случаи. Лошадь — это, скорее всего, последнее животное из тех, которые были одомашнены. Возможно, причиной этого является нервность и агрессивность диких лошадей. Считается, что впервые лошади были одомашнены на Ближнем или Среднем Востоке и в Центральной Азии.
Одомашнивание лошади произошло примерно 5—6 тысяч лет назад. Однако в Евразии были найдены более ранние наскальные рисунки и вырезанные на камнях изображения лошадей в простейшей сбруе.

До того как лошадь превратилась в упряжное животное, она была добычей охотников. Она служила для получения шкуры, молока, крови, шерсти и кости. Люди кочевали за стадами своих лошадей и других пастбищных животных. Со временем эти животные были наполовину одомашнены (одновременно с развитием оседлого сельского хозяйства). Возможно, именно тогда очень высоко стали цениться сила и скорость лошадей. Животных широко использовали (наряду с быками и оленями) для перевозки грузов — их запрягали в сани и телеги. Вероятно, в качестве «верховых» лошади впервые начали использоваться для перевозки больных, раненых или очень старых людей, которых поднимали на спину тягловых животных.

В древности лошади были намного мельче, чем в наши дни. Только в последние два столетия животные выше 15 ладоней стали широко использоваться для верховой
езды. Эти мелкие лошадки подходили скорее для упряжки в колесницы. Во время войн скорость и сила лошадей, запряженных в колесницы, зачастую имели решающее значение и не раз были причиной крушения империй и даже цивилизаций. Ни одно из других домашних животных не оказало такого огромного влияния на военное дело.

За время развития человечества были сделаны попытки одомашнивания большей части потенциально полезных животных. Не все они были такими податливыми, как казалось с первого взгляда. Онагра (Equus hemionus onager) пытались одомашнивать шумеры, египтяне, римляне и другие народы, однако каждый раз безуспешно.
Это упрямое животное имеет привычку кусаться и лягаться, в отличие от осла (Equus asinus), одомашненного почти по всему миру. Такими же безуспешными оказались попытки одомашнивания зебр.

В сельском хозяйстве тяжелую работу сначала выполняли быки и ослы, менее ценные, но более многочисленные. Однако в 19 веке в Европе более эффективные плуги тянули уже лошади-тяжеловозы, которые были сильнее, чем ослы, и быстрее, чем быки. При развитии сети дорог с ровным покрытием стало возможным использование быстрых лошадиных упряжек.

Наскальные рисунки во Франции не оставляют сомнений, что лошадь была главным источником пищи для охотников каменного века. Когда Каменный век закончился, и начался бронзовый век, люди, жившие в Европе и Азии имели опыт поколений работы с животными, освоив навыки выпаса овец, крупного рогатого скота и коз. Они также разводили лошадей, которых держали в основном для мяса, возможно, также для молока (как кочевники в Центральной Азии по-прежнему делают сегодня). Люди также научились выращивать зерно и перешли к оседлому образу жизни.

Превратив лошадь в домашнее животное, человек в дальнейшем содержал и использовал ее по-разному, в зависимости прежде всего от условий, в которых он находился и вел свое хозяйство. Уже тогда возникло значительное различие в условиях жизни одомашненной лошади в степных и особенно предгорных районах Азии и в Западной Европе. Кочевники имели возможность разводить лошадей в условиях, относительно близких к тем, в которых жили их дикие предки. Эти условия не оказывали резкого воздействия на тип и конституцию лошади, и она в домашнем состоянии относительно мало изменялась сравнительно с дикой. В Западной Европе, как равно и в лесной зоне нашей страны, после одомашнения лошадь оказалась в иных условиях; она мельчала, теряла рост. У кочевых народов отмечается сравнительно высокое развитие коневодства. На протяжении тысячелетий, с древнейших времен оно сохранилось у них как неотъемлемая часть, как основа кочевого хозяйства. Однако прошло много времени, прежде чем человек при оседлом образе жизни научился создавать для домашней лошади новые условия, способствующие ее нормальному росту и развитию и проявлению хозяйственно полезных свойств. Таким образом, еще в те далекие времена наметилась начальная географическая дифференциация условий жизни домашних лошадей, которая со временем все более и более увеличивалась.

Весьма примечательно, что такие древнейшие государства, достигшие высокого уровня культуры, как Ассирия, Вавилон, Египет, лошадей долгое время вообще не знали: ее там не было, примерно до начала второго тысячелетия до нашей эры. Лошадь в этих государствах появилась лишь за 2000-1500 лет до нашей эры в результате соприкосновений с кочевыми народами, которые затем и завоевали эти древние государства с помощью лошади.

Период от 500 лет до нашей эры и начало (первые два столетия) нашей эры характеризуется развитием коневодства и племенного дела в коневодстве. Первыми очагами, где селекционно-племенная работа привела к образованию древних высокоспециализированных верховых пород лошадей, были Мидия и Персия, т. е. те области, где позднее сформировались туркменские и персидские лошади. Особенно широкую известность за свои качества и красоту приобрели несейские лошади, получившие название по имени обширной равнины Несея в Мидии. “Несейские лошади были самые крупные и самые лучшие, и ими пользовались персидские цари”. Эти верховые .породы лошадей Средней Азии на протяжении многих веков и нашего времени служили как бы неиссякаемым источником, откуда черпался племенной материал для улучшения местных лошадей и создания новых верховых пород многими европейскими странами, начиная от Древней Греции, Рима, Московской Руси и кончая странами Западной Европы. Без преувеличения можно сказать, что современное коневодство своими успехами в значительной мере обязано этим древним породам.

Табунное коневодство — самый дешевый способ выращивания лошадей. У нас он применяется в горных и полупустынных районах – на Северном Кавказе, в Сибири.

В России выращивается — более 50 пород. Среди них верховые — чистокровная верховая, ахалтекинская, кабардинская, донская, буденновская, терская; рысистые — орловская, русская рысистая; тяжелоупряжные – владимирский, русский и советский тяжеловозы и др.

Последние найденные останки, показали, что Казахи приручили диких лошадей на 1000 лет раньше других народов, т . е 5,5 млн. лет назад. И ученые не отрицают, что найдут доказательства приручения лошади, еще более раннего периода.

История приручения лошадей.

Лошадь уже не жизненно важный помощник, скорее, дорогая игрушка, служащая по большей части для удовлетворения тщеславия состоятельных людей. При этом начало взаимоотношений человека и лошади до сих пор неясно, и постепенно вскрываются все новые подробности важнейшего для нашей цивилизации события — одомашнивания лошади.

Благодаря прогрессу в генетических исследованиях сегодня мы точно знаем, как выглядели предки современных барбосов и матроскиных, потому что они до сих пор живут рядом с нами. Так, все домашние кошки близки к ближневосточной степной кошке из полупустынь Северной Африки и Ближнего Востока. А предком собак, по мнению большинства ученых, стал волк, хотя долгое время эта роль отводилась шакалу.

Что касается лошади, то здесь все гораздо печальнее. Человек настолько видоизменил экосистемы планеты, что диким лошадям места на ней уже не осталось. Уже не вызывает сомнений, что домашняя лошадь ведет свою родословную от животных, бродивших по бескрайним степям Евразии 6—7 тысяч лет назад.

Сегодня в природе есть только один вид, по которому мы можем судить, как выглядели предки одомашненных лошадей, лошадь Пржевальского. Однако различия в количестве хромосом и другие признаки говорят о том, что она не может быть пращуром одомашненных лошадей.

Гораздо больше на эту роль подходит степной тарпан, пасшийся в лесостепях Восточной Европы и уничтоженный человеком только в XIX в. Один из последних табунов был замечен в 1866 г. на Херсонщине, в Заградовской степи. В 1879 г. в окрестностях Аскании-Нова убили последнего представителя этого вида в дикой природе.

Выглядел тарпан как низкорослое животное желто-бурой масти, с густой, слегка курчавой шерстью и гривой, напоминавшей жесткую щетку. Их изображения часто встречаются среди наскальных рисунков. Спутать их невозможно, так как древние художники умели очень точно передавать основные черты животного. Правда, на стенах пещер не встречаются изображения всадников или человека рядом с лошадью.

При первобытнообщинном строе, и используя каменные орудия, человек охотился на лошадей, употреблял их мясо в пищу и постепенно сделал их домашними животными.

Предполагается, что одомашнивание началось 5—6 тыс. лет назад. В ходе раскопок первобытного поселения (VI—III вв. до н. э.) возле с. Дериевка на Кировоградщине найдены останки лошадей с признаками того, что животное было не только предметом охоты, но также использовалось в хозяйстве.

Оказалось, что уже 5,7—5,1 тыс. лет назад для людей так называемой ботайской культуры лошадь стала источником мяса и молока. Ботайцы, образ жизни которых похож на быт североамериканских индейцев, первыми выработали основы верховой езды. Возможно, мы не всегда отдаем себе отчет, но поездки в седле или повозке оставались основным способом передвижения по суше до XIX века! И до сих пор мощность двигателей измеряется лошадиными силами.

Кочевые племена и народы выращивали и разводили лошадей в условиях, близких к тем, при которых они обитали в диком состоянии. Это не оказывало существенных воздействий на тип и конституцию степных домашних лошадей. При оседлом образе жизни в зоне лесостепей и северных лесов, люди первоначально также не создавали для лошадей улучшенных условий содержания и выращивания.

Пришедшие в первом тысячелетии до нашей эры из Средней Азии кочевые народы завоевали государства Ближнего Востока исключительно только с помощью конницы. В то время породы прекрасных легких, сухих, быстроаллюрных верховых лошадей разводили в Хорезме, Бактрии, Парфии, Мидии, и Иране. Именно из этих стран черпали в течении тысячелетий племенной материал верховых лошадей многие народы мира. В античных рабовладельческих государствах – Древней Греции и Риме – лошади еще не использовались на сельскохозяйственных работах, но уже использовались под седлом и в колесницах во время спортивных соревнований и в военных сражениях. При феодальном строе, лошади в Европе и Азии играли особенно большую роль в военном деле. В связи со спросом на лошадей для тяжеловооруженных рыцарей, в Западной Европе начался процесс укрупнения и утяжеления лошади. На сельскохозяйственных работах и транспорте лошадей в Европе стали использовать лишь в 11 – 12 столетиях. После изобретения пороха и столкновения европейских воинов с легкой подвижной конницей восточных народов в Европе возник спрос на легкую быструю, с хорошим галопом верховую лошадь. Уже во время крестовых походов сюда стали завозить восточных лошадей. В результате использования восточных жеребцов в Англии была выведена чистокровная верховая лошадь, а в Европе создано много полукровных пород лошадей.

Читайте также:  Диагностика инфекционной анемии лошадей

Интересна история коневодства в Америке. Несмотря на то, что многие из находок ископаемых предков лошади найдены именно в Северной и Южной Америке, дикая форма лошадей там не сохранилась. Произошло это потому, что в период сплошного оледенения Северной Америки они, вероятно, все погибли. И только несколько тысяч лет спустя, после открытия Америки Колумбом, европейские колонисты завезли туда домашних лошадей. Впервые это произошло в 1493 году. С этого времени начался массовый ввоз в Америку лошадей различных пород: арабской, английской верховой чистокровной, першеронской, хакнэ и многих других. Впоследствии, на основе завезенных лошадей, там были созданы свои конские породы, такие как американский рысак, иноходец, верховые квортерхорс, аппалуза и другие.

И коль речь зашла об Америке, то есть об американских лошадях, то, пожалуй, стоит вспомнить о мустангах. Практически все люди читали или слышали о них в детстве. И, естественно, задавались вопросом, какие они, эти лошади, и откуда взялись? У ученных существуют различные точки зрения на происхождение мустангов, но большинство из них считает, что в ранний период колонизации американского континента, там оказалось немало завезенных лошадей, которые уходили в прерии по многим причинам: В то время шла беспрерывная война с коренными народами, населявшими территории, попавшие под колонизацию, поэтому многих хозяев лошадей убивали, или они умирали от болезней, была еще масса других причин, почему лошади дичали. Эти лошади дичали на протяжении столетий, размножались на воле и осваивали земли, до которых даже человек еще не добрался. Так и появились в прериях табуны диких лошадей, прозванные мустангами. Вплоть до девятнадцатого века поголовье мустангов было многочисленным. Но потом постепенно их истребили или одомашнили.

Проникновение лошадей на Австралийский континент чем-то напоминает появление лошадей в Америке. В Австралии также не было диких лошадей, и только в семнадцатом веке колонизаторы завезли туда одомашненных представителей самых разнообразных пород. Затем долгое время там шло их стихийное, беспорядочное скрещивание. Так же как в свое время на американском континенте, в Австралии появились многочисленные табуны одичавших лошадей, наподобие американских мустангов. Но здесь их прозвали «браби». Впоследствии браби постигла та же участь что и американских мустангов.

Когда человек приручил лошадь

По данным генетики, домашняя лошадь (Equus ferus caballus) происходит от диких лошадей Старого Света, [8] из которых до наших дней дожила только занесенная в Красную книгу лошадь Пржевальского. Однако генотип последней состоит из 66 хромосом, а у домашней лошади — 64, и их митохондриальные ДНК различны, [9] а это означает, что предок домашней лошади, которым считают тарпана, отличался от лошади Пржевальского и в природе к XX в. полностью вымер. Судя по доисторическим наскальным рисункам из пещеры Ласко, внешне он напоминал лошадь Пржевальского и был такой же рыжей масти, с большой головой, толстой шеей, жесткой стоячей гривой и короткими ногами. [10] Останки вымерших лошадей свидетельствуют о наличии четырех подвидов этого животного в период одомашнивания. В каменном веке люди охотились на лошадей ради их мяса, [11] и многие подвиды лошади ледникового периода были полностью истреблены или вымерли из-за климатических изменений. В Америке, например, лошадь к концу ледникового периода исчезла полностью. [12]

Из выживших типов лошади кроме тарпана выделяют следующие.

  • «Лесная лошадь» (Equus ferus silvaticus), называемая также североевропейской, крупная, ширококостная и медлительная.
  • «Тяжеловоз», маленькая, коренастая, с длинной гривой, адаптированная к холодному и сырому климату, напоминающая шетлендских пони.
  • «Восточный» тип (Equus agilis), высокое, стройное, изящное животное, привычное к сухому и жаркому климату, считается предком арабских скакунов и ахалтекинцев.

Из всех подвидов дикой лошади до исторических веремен дожили только тарпан (Equus ferus ferus), вымерший в конце XIX века, и лошадь Пржевальского (Equus ferus przewalski), популяцию которой поддерживают искусственно. [13] Возможно, они остались в дикой природе благодаря плохой способности к приручению, в то время как остальные подвиды оказались под контролем человека. [14]

Археологические находки

Археологические доказательства появления домашней лошади у тех или иных древних культур разделяются на три основных вида: 1) характерные изменения зубов и скелета животных, 2) изменение их географической локализации, в частности, появление этих животных на территориях, где диких лошадей не было, 3) наличие артефактов, изображений или изменений культуры, связанных с разведением лошадей. К характерным изменениям культуры, в частности, относятся захоронения людей вместе с лошадьми, сбруей, появление колесниц, изображение всадников, лошадей на сельскохозяйственной работе и т. д.

Доказательства одомашнивания лошади

Конь был одомашнен в степях Украины. Сейчас не вызывает сомнения исключительно местная доместикация коня, который происходит от плейстоценового широкопалого коня, дожившего на Русской равнине до 5000 гг. до н. э. Первые данные о животноводстве здесь известны с периода позднего мезолита около 7600-7000 гг. до н. э. Кости домашних животных (лошади, мелкого и крупного рогатого скота) найдены в докерамического слое Каменная Могила 1. Вероятно, именно западное Приазовье было мировым центром его доместикации в VIII тыс. до н. е. [15]

Очень древние останки домашней лошади найдены также в Южном Предуралье на стоянках Муллино и Давлеканово, расположенных на территории Башкортостана. Они датируются по C-14 рубежом VII—VI тыс. до н. э. Лошади в Муллино все молодые (до 5 лет). Кости их часто разрубались вдоль для обработки и изготовления орудий. Найдены костяные кинжалы из костей лошадей с прорезями для вставки в них кремневых лезвий. Если бы это были дикие животные, то среди них были бы представлены все возрасты лошадей. [16]

На стоянках Давлеканово, Мурат, Карабалыкты VII, Суртанды VI, Суртанды VII, кости лошади найдены в значительном количестве. На некоторых памятниках Южного Урала больше половины всех костей — кости лошади. На отдельных памятниках их число составляет приблизительно 80—90 % всех костей. [17]

А. Г. Петренко исследовала 28 памятников последующей эпохи бронзы Поволжья и Южного Урала, ею было определено 208 лошадей, и все крупные, «среднеазиатские». Эти крупные лошади попали и на Ближний Восток. [16]

Доказательства выведения новых пород

В Эламе найден рисунок, сделанный примерно 40-50 вв. назад, с породами лошадей, которые выводятся и сейчас. На рисунке было изображено, как смешиваются признаки лошади на протяжении 5 поколений. [16]

Изменения скелета, свидетельствующие о выведении новых домашних пород лошадей зафиксированы при раскопках поселений культуры культуры колоколовидных кубков в Венгрии, датируемых 2500 г. до н. э., а также в Испании и Восточной Европе. [18] Здесь было обнаружено большее разнообразие пород лошадей, чем в дикой природе, а также уменьшение средних размеров животных, по-видимому, из-за плохого питания в неволе. Более древние свидетельства такого рода, датируемые 3500 г. до н. э. найдены в Казахстане.

Ботайская культура

Ботайская культура, существовавшая между 3700 и 3000 гг. до н. э. в Северном Казахстане, происходит от суртандинской культуры Южного Зауралья. [16]

Доказательства использования лошадиной сбруи носителями ботайской культуры являются самыми древними, так как ранее опубликованные аналогичные данные из украинского селения Дереевка были впоследствии опровергнуты (при радиоуглеродном анализе материалов из Дереевки оказалось, что в слои существовавшего там неолитического поселения 4000 г. до н. э. попали останки лошади из поздней эпохи, ок. 700—200 г. до н. э. [19] [20] ). Носители ботайской культуры освоили езду верхом с целью охоты на диких лошадей. [21] [19] В ботайских поселениях, состоявших из 50 — 150 землянок, найдены сотни тысяч костей животных, из которых от 65 до 99 % составляют кости лошадей. Носители ранней культуры охотников и собирателей, которая была в этом регионе замещена ботайской культурой, охотились не столь эффективно, и в их селениях, существовавших на той же территории тысячи лет, найдено не более 200 костей диких животных.

Хотя признаков выведения новых пород в ареале ботайской культуры не обнаружено, по меньшей мере, в одном из их поселений для лошадей был устроен загон, в котором остался толстый слой навоза. [22] [23] В керамических сосудах ботайцев обнаружены остатки кобыльего молока. Важным доказательством одомашнивания лошади являются характерные следы удил на коренных зубах, датируемые 3500 г. до н. э. [19] [24] [25] [20] Такие следы оставляют не только металлические удила, но и удила из органического материала. [26] [27]

Предполагается, что навыки разведения домашних лошадей носителями ботайской культуры были усвоены от соседней хвалынской культуры степей западного Урала, где разводили как лошадей, так и овец и, возможно, одомашнили лошадь еще в 4800 г. до н. э. [19]

Майкопская культура

Первым случаем наличия материальных доказательств использования лошади для верховой езды в восточной части Европе может служить Майкопская культура, датируемая концом IV тысячелетия до н.э. Майкопцы разводили значительно меньше лошадей, чем крупно рогатого скота, лошади использовались для верховой езды аристократической верхушкой [28] [29] .

Географическая экспансия

На Ближний и Средний Восток лошадь попала не только одомашненной, но и уже со знанием её повадок и даже правил выведения новых пород генетическим путём. [16] В период от 3500 до 3000 гг. до н. э. останки лошадей стали чаще оказываться вдали от центра одомашнивания в степях Южного Предуралья. Они обнаруживаются в древних поселениях Северного Кавказа, Закавказья, Центральной Европы, Подунавья. Многие авторы усматривают в этом признаки распространения домашних лошадей. [30] В Испании и Франции около 10 % костных останков животных в неолитических селениях и ранее составляли кости лошадей, которые, очевидно, являлись объектом охоты. Но на Балканском полуострове, Британских островах, на большей части территории Центральной Европы, Анатолии, Месопотамии, Ирана и Средней Азии до халколита они практически не встречаются, в то время как в степях Восточной Европы они уже в мезолите составляли не менее 40 % костей животных. [30] [31] [32] [33] [34] На Востоке в эту эпоху был одомашнен осёл, но дикая лошадь, по-видимому, отсутствовала. [35]

Читайте также:  Имя лошадей из мультика

В Месопотамии изображения лошадей появились уже в историческую эпоху, в 2300—2100 гг. до н. э. В шумерском языке слово лошадь буквально означает «горный осёл» и появляется в документах третей династии Ура около 2100—2000 г. до н. э. [35] [36] [37] Широкомасштабный импорт лошадей в Месопотамию начался уже после 2000 г. до н. э. в связи в введением колесниц в армию.

В это же время лошади появляются в поселениях китайской культуры Цицзя на территории провинции Ганьсу и прилегающих к ней провинций северо-запада Китая. [38] Судя по сходству металлургии этой культуры и степных культур, между ними были контакты, и лошади появились в Китае в результате заимствования из степи.

Изображения коня как символы власти

В 4200 — 4000 гг. до н. э., еще до того, как произошло широкомасштабное распространение лошадей в Старом Свете, в причерноморских степях появился новый тип могил. В них найдены скипетры с каменным набалдашником в форме лошадиной головы и бусины из лошадиных зубов. [39] Такие скипетры с изображением животных изготовляли и ранее, [40] а в селениях 4200 — 4000 гг. до н. э. (Суворово, Средний Стог II, Дереевка) среди костей прочих животных найдено сравнительно высокое количество останков лошадей, 12 — 52 %. [41]

Со временем из северного Причерноморья скипетры с изображением коня распространились в ареал культур Триполья и Гумельницы, [42] где ни лошадей, ни их изображений до этого практически не было. В свою очередь, причерноморские культуры позаимствовали с Балкан изделия из меди, что указывает на взаимопроникновение указанных культур раннего медного века. Но эти контакты вряд ли были мирными, так как сотни поселений, существовавших на берегах Дуная около 2000 лет, после этого опустели, [43] и даже медные рудники были заброшены, [44] а культурная традиция нижнего Подунавья прервалась. Многие исследователи связывают конец культур Старой Европы с нашествием всадников с востока — индоевропейцев. [45] Другие авторы усматривают среди причин смены культур истощение почв в результате длительного использования под посевы и истощение медной руды в шахтах.> [43]

Лошади в погребениях

Одни из древнейших археологических свидетельств изменения отношений между человеком и лошадью относятся к 4800 — 4400 гг. до н. э. Это останки лошадей и их изображений в погребениях самарской и хвалынской культур Поволжья. Из 158 доисторических могил, найденных близ города Хвалынск, 26 содержали останки жертвенных животных, и кроме того найдены свидетельства жертвоприношений над погребениями. В десяти могилах обнаружены остатки конских конечностей, из них в две также положили останки домашних овец и крупного рогатого скота. Всего было принесено в жертву не менее 52 овец или коз, 23 теленка и 11 лошадей. Наличие среди жертв исключительно домашнего скота и отсутствие диких животных расценивается как указание на то, что носители культуры считали лошадь домашним животным.

В относящемся к той же эпохе поселении Съезжее самарской культуры расчлененные части двух лошадей были положены поверх нескольких доисторических погребений. Способ расчленения туши указывает на сходство ритуалов самарской и хвалынской культур. Кроме того здесь и в некоторых других доисторических поселениях Поволжья были найдены вырезанные из кости изображения лошадей, помещенные в слой охры поверх могил. [46]

Колесницы

Самые древние колесницы были обнаружены в 16 могилах древнего поселения Синташта, расположенного в степях южного Урала, в регионе между реками Тобол и Урал. Там были найдены останки лошадей вместе с фрагментами колесниц, датируемые 2100—1700 гг. до н. э. [47] В этот же период колесницы появились в Греции, Египте и Месопотамии, а в следующие 500 лет — в Китае.

Генетические исследования

Результаты сравнительного исследования митохондриальной ДНК ныне живущих и ископаемых лошадей были опубликованы в 2001 г. группой биологов из Уппсальского университета. [48] Для работы были получены ДНК лошадей из Швеции, Англии и Исландии, а также лошади Пржевальского, ДНК из останков лошадей, найденных во льду Аляски, возраст которых — около 12 тыс. лет, и аналогичные образцы из материалов раскопок в Швеции и Эстонии, возрастом около 2 тыс. лет. Было выделено 17 линий животных, происходящих от 77 кобыл. Генетическое разнообразие домашних лошадей не только существенно больше, чем у диких, но и больше, чем у других видов домашних животных. Авторы предполагают, что либо одомашнивание происходило независимо в разных местах, либо к генотипу домашней лошади многократно добавлялся генотип кобыл, вновь отловленных из дикой природы. [9] [48] Последняя версия подтверждается существенно меньшим генетическим разнообразием у жеребцов, определенным по последовательности Y-хромосомы. [49]

Лошадь в истории человечества. Как одомашнивали лошадь

Одомашнивание тарпана началось 5000-6000 лет назад у кочевников, населявших Южную Сибирь, Монголию и Казахстан. Более 4000 лет назад домашние лошади были широко распространены в Малой Азии и Месопотамии. Изображения лошадей, запряженных в колесницы, известны на древних памятниках Востока (2000 лет до н. э.).

В те времена лошадей еще не седлали и верховой езды не было. Это доказывают и древние тексты иранцев (3000 лет до н. э.), в которых говорится лишь о колесницах. Боевые колесницы широко применялись в войнах и служили в кровопролитных сражениях решающей силой. В Египте лошади появились за 1600 лет до н. э. Возможно, они были привезены из Азии. По крайней мере, египтяне называли лошадей «ослами с Востока». Древние египтяне относились к лошади с большим почтением: колесницы украшались золотом и драгоценными камнями. Не менее почитали лошадей и в Древней Индии, где считалось, что бог войны имеет туловище лошади. В особых случаях правитель страны приносил в жертву лошадь, чтобы задобрить воинственное божество.

В Древней Греции лошади появились, по-видимому, позднее, чем в Древнем Египте. В Троянскую войну (1184 г. до н. э.), во всяком случае, применялись боевые колесницы. Древние греки связывали (и это очень удивительно) лошадей с одним из главных богов — Посейдоном, богом морей и всех вод. Посейдона изображали разъезжающим на четверке запряженных в колесницу коней с рыбьими хвостами. Именно к Посейдону, согласно древнегреческому мифу, обратился юноша Пелоп с просьбой помочь ему выиграть соревнование колесниц и получить в награду красавицу Гипподамию. Посейдон выполнил просьбу и подарил крылатых коней, запряженных в золотую колесницу Пелоп выиграл состязания, и в честь этого события в Олимпии был сооружен первый гипподром (ипподром).

Состязания колесниц были обязательным пунктом программы первых Олимпийских игр, первые достоверные сведения о которых датируются 776 г. до н. э. Позднее в Олимпийских играх наряду с колесницами принимали участие и всадники. Очень эффективно в сражениях использовали лошадей ассирийцы. Атаку начинали боевые колесницы, в каждой из которых находились по два воина. Прорвав цепи неприятеля, колесницы уступали место пехоте, а затем в дело пускалась конница. Кавалерия помогала пехоте и преследовала отступающего противника. В Древнем Египте боевые колесницы, наоборот, использовались для погони. Кавалерии, как таковой, по-видимому, не было.

В Римской империи конным соревнованиям уделялось большое внимание. В честь победителей состязаний воздвигались памятники из мрамора и бронзы. Инцитат — любимый жеребец императора Калигулы — ел и пил только из золотой и серебряной посуды.

Греки и римляне, увлеченные конными соревнованиями, не слишком заботились о развитии кавалерии и подготовке кавалеристов. Рим вскоре поплатился за свою беспечность. В IV в. его разгромили германцы — отличные кавалеристы.

Германцы не покрывали спины лошадей красивыми попонами, как это делали греки и римляне, но зато они изобрели седло и стремена. Седло представляло собой нехитрое сооружение из двух плоских дощечек, покрытых звериной шкурой, а стремена — треугольник, связанный из трех палочек. Лошади у германцев были не столь быстры, но зато выносливы.

Классическое коневодство возникло в Аравии, но произошло это через много столетий спустя после культа лошади в Древней Греции и Древнем Риме. Считается, что его начало относится к I—II вв. н. э., а расцвет начался с VII в. Во всех письменных документах, относящихся к VIII—III вв. до н. э., нет никаких свидетельств тому, что в Аравии были лошади. Древнегреческий историк Геродот указывал, что у арабов в тот период лошадей не было. В последующем арабское коневодство специализировалось на выращивании послушных, быстрых и сильных лошадей. В древней арабской рукописи сказано: «Не говори, что это мой конь, скажи, что это мой сын. Он бежит быстрее бури, быстрее взгляда. Он чист, как золото… Он может настигнуть газель. Бег его так ровен и покоен, что на всем скаку на спине его ты можешь выпить чашку кофе, не пролив ни капли».

В то время когда в Азии одомашнили лошадь и вывели новые породы, в Западной Европе этот процесс практически не начинался. Европейцы занялись коневодством позднее, но именно в Европе появились самые сильные и выносливые лошади. Относится это к периоду Крестовых походов, когда полки рыцарей для «освобождения Гроба Господня» отправлялись в далекие походы. Рыцарские доспехи весили до 100-150 кг, а иногда и на лошадь надевали панцирь. Выдержать такую нагрузку могли только крупные и сильные лошади, которых специально отбирали и получали от них потомство. После окончания Крестовых походов лошади-великаны нашли применение в земледелии. Конные заводы, которые возникали в Европе, выращивали аргамаков — верхних лошадей, завезенных из Азии. Некоторые конные заводы в Бельгии, Англии и Франции, а потом и в России специализировались на разведении лошадей-тяжеловозов. Широкую известность приобрели английские тяжеловозы — шаиры, французские — першероны и русские — битюги. (Свое название русские тяжеловозы получили от реки Битюг под Воронежем, где их разводили.) Славу русскому коневодству принесли не только лошади-тяжеловозы, но и орловские рысаки. Граф Алексей Орлов владел самым крупным в Европе конным заводом (более 3500 отборных лошадей). Во время Русско-турецкой войны граф Орлов прославился в морском Чесменском сражении. Однажды русская эскадра захватила турецкий корабль, на котором находились приближенные самого паши. Граф Орлов отправил пленных в Турцию, за что получил в подарок от паши двенадцать великолепных лошадей. Среди них особенно выделялся белый жеребец, которого Орлов окрестил Сметанкой. Сметанку привезли в Россию, где в имении графа Орлова содержались скаковые лошади. Крепостной конюх В. Я. Шишкин, используя потомство жеребца Сметанки, фактически вывел новую породу — орловских рысаков. Орловские рысаки красивы, сильны и быстры. Могут использоваться как аргамаки для верховой езды, к тому же прекрасно ходят в упряжках. Эта порода лошадей популярна во многих странах мира.

Читайте также:  Ездить на лошади во сне

Люди приручали лошадей повсеместно

Одомашнивание диких лошадей имело огромное значение в истории человечества. Лошади обеспечивали питание, транспорт, помощь в военных действиях, а также давали большое число других преимуществ. Однако осталось много вопросов без ответов по поводу того, когда и где у наших предков зародилась любовь к этим красивым животным.

Новые генетические исследования подводят ученых к разгадке. С помощью первого полного анализа митохондриальной ДНК лошадей – типа генетической информации, которая передается напрямую от матери к потомству, международная группа ученых смогла проследить за тем, кто были предки всех современных лошадей 140 тысяч лет назад.

После того, как лошади стали домашними животными примерно 10 тысяч лет назад, как показали исследования, они разделились на не менее 18 разных генетических линий. Ученые предполагают, что в отличие от коров и других домашних животных, лошадей одомашнили в разных частях света разные народы Европы и Азии независимо друг от друга.

Новые исследования помогли ученым расшифровать генетические секреты современных пород лошадей, включая ведущих скаковых.

“Одомашнивание лошадей имело важное культурное, социально-экономическое и генетическое значение для большого числа доисторических и исторических народов в разное время, – сказал Алессандро Ахилли (Alessandro Achilli), генетик из Университета Перуджи, Италия. – Таким образом, наши исследования имеют большое значение для многих областей биологических наук, включая зоологию и генетику животных, ветеринарию, палеонтологию, генетику человека и антропологию”.

Коровы, овцы и козы были одомашнены в небольших количествах всего в нескольких местах между 8 и 10 тысячами лет назад. В настоящее время генетическое разнообразие этих животных сравнительно небольшое.

ДНК лошадей говорит совершенно о другом. После анализа митохондриальной ДНК этих животных в разных районах мира: Азии, Европе, Среднем Востоке и Южной и Северной Америке, а также приняв во внимание частоту мутаций этого типа ДНК, используя ее в качестве “часов”, Ахилли и его коллеги смогли связать всех современных лошадей с общим предком, который жил между 130 и 160 тысячами лет назад. Для сравнения: современный человек появился примерно 200 тысяч лет назад.

Предыдущие исследования приняли во внимание только определенные области митохондриальной ДНК лошадей. Но когда ученые посмотрели на полный геном ДНК, они смогли разделить лошадей на 18 различных групп, которые эволюционировали независимо друг от друга.

Одним возможным объяснением этих находок может быть то, что разные народности тысячи лет назад независимо друг от друга поняли, что лошади могут дать им массу преимуществ.

“Сам факт того, что многих диких лошадей одомашнили независимо друг от друга самые разные народности, говорит о том, как важны эти животные для человека, – сказал Ахилли. – Это означает, что приручение лошадей было крайне необходимо для разных групп людей, проживающих в разных регионах Евразии, от азиатских степей до западной Европы. Эти животные давали пищу, которая помогала населению расти, а также лошади помогали людям адаптироваться в новых условиях, обеспечивали транспорт”.

Результаты исследований также показали, что лошадям удалось выжить на территории современных Испании и Португалии во время ледникового периода, который имел место более 13 тысяч лет назад, когда люди и другие млекопитающие стали жить на северной части Пиренейского полуострова. Тут люди нашли убежище в суровых условиях ледникового периода, а позже отправились в Европу осваивать новые территории, когда условия немного улучшились. Ученые считают, лошади вслед за людьми также отправились в Европу.

Новые исследования также предложили другое объяснение происхождения домашних лошадей. Возможно, их одомашнили где-то в одном районе, например, в степях Азии. Затем люди переправили лошадей на другие территории, где их приняли другие народы, и эти животные скрестились с местными дикими лошадьми. Это может также объяснять такое разнообразие женских генетических линий.

“Единственная вещь, которая не вызывает сомнений, это то, что домашние лошади полностью изменили жизнь людей, сделав их более мобильными, изменив структуру торговли и военные стратегии, – сказали ученые. – Эти изменения повлияли на социальную организацию и на взаимодействие между разными народами”.

Лошади в древности

Люди приручили дикую лошадь несколько тысячелетий назад, начав ее использовать в хозяйственных, военных и продовольственных целях. В древности лошадей запрягали в колесницы, позже научились ездить на животных верхом. Однако в те времена не было подков, и далеко не все народы использовали стремена.

Одомашнивание лошади

Существует несколько предположений о том, когда конкретно была одомашнена лошадь. Она изображена на стенах пещер эпохи палеолита, но это была дикая лошадь, на которую охотились. Есть мнение, что одомашнивание происходит тогда, когда человек начинает контролировать размножение животных и выводить породы, внешне отличающиеся от диких типов. Однако находки останков таких измененных животных могут только указать на дату, когда одомашнивание уже произошло. К тому же лошадей сначала разводили для получения мяса, а как тягловую силу стали использовать позже. Поэтому время одомашнивания все же определяют по следам удил на зубах ископаемых лошадей, по появлению их в тех местах, где лошадей раньше не было, по изображениям их на артефактах и по захоронениям лошадей вместе с людьми. Учитывая эти факты, считают, что лошадь была одомашнена к началу IV тысячелетия до н. э. в степях, простирающихся от территории современной Украины до запада современного Казахстана. Самые древние останки домашней лошади обнаружены на территории Башкортостана, и датируются они VII—VI тысячелетиями до н. э. А домашние породы лошадей появились на территории современной Венгрии во второй половине III тысячелетия до н. э.

На Ближний и Средний Восток лошадь попала уже одомашненной.

Колесницы

Сначала лошадей использовали не как верховых, а как упряжных, которые тянули колесницы. Фрагменты самых древних колесниц с останками лошадей обнаружены на Южном Урале и датируются 2100— 1700 гг. до н. э. В Египте они появились с захватчиками-гиксосами в XVIII в. до н. э. Первая битва в истории, оставшаяся в хрониках, проходила с участием колесниц 15 мая 1468 г. до н. э. Египетский фараон Тутмос III разбил благодаря им ханаанских царей из Сирии и Палестины. А в битве при Кадеше в 1299 г. до н. э. участвовало с обеих сторон 7000 колесниц.

Приблизительно к этому времени люди научились ездить верхом. В некоторых культурах, например в кочевых, это сразу вытеснило боевые колесницы, потому что два всадника экономически выгоднее, чем колесничий и стрелок на колеснице. Однако во многих странах колесницы еще долгое время использовались: и в Ассирии, где существовали устрашающие серпоносные колесницы с ножами на ступицах колес, и в Греции, где они сохранялись и в V в. до н. э., и в Карфагене, где одна колесница приходилась на 20 солдат, и в Риме, где в поздние времена они играли церемониальную роль, и в Британии, где на них сражались с римской пехотой в I в. н. э.

Однако со временем действия пехоты и кавалерии поставили под вопрос боевую ценность колесниц. Гонки на колесницах превратились в спорт. Длительное время он был очень популярен, да и сегодня существуют виды спорта, которые являются его преемниками.

В Риме колесницы выполняли сакральную и спортивную функции. В них ездили один-два человека. Колесница, в которую запрягались две лошади, называлась бига, три лошади — трига, четыре — квадрига. В Риме местом колесничных гонок был огромный ипподром Циркус Максимум в котором размещались 150 000 зрителей.

Кавалерия в Древнем мире

Как род войск кавалерия впервые появилась в IX в. до н. э. в Ассирии и Урарту, и это были иррегулярные войска. В Персии в VI в. до н. э. она представляла собой главный род войск и делилась на легкую, вооруженную дротиками, луками и копьями, и тяжелую, на чьем вооружении состояли мечи и пики. Регулярная кавалерия впервые появилась в Древней Греции, однако ее отряды были немногочисленными: даже в Афинах, самом крупном городе, имелось чуть менее 1000 всадников. Практического значения конница не имела, главную роль играли пехотинцы — гоплиты. Однако уже в IV в. до н. э. в армии Александра Македонского роль кавалерии значительно возросла. Она делилась на тяжелую и легкую вспомогательную. Благодаря этой коннице были выиграны крупные сражения на реке Граник, при Иссе и в Гавгамелах.

В Древнем Риме кавалерия играла вспомогательную роль, тогда как основная была за пехотой. Для кавалеристов лошадь служила средством осуществления разведки, связи и просто передвижения. Добравшись до места сражения, всадники спешивались. Дело в том, что у них не было ни седел, ни стремян, а без этого снаряжения сражаться было сложно. У парфян седла были, что давало им преимущество. Кроме того, парфянские всадники-катафрактарии имели бронированные доспехи, защищены были и их кони. Эти предшественники средневековых рыцарей разгромили римлян в 53 г. до н. э. Однако до эпохи рыцарей тогда было еще далеко.

Ссылка на основную публикацию
×
×