Станок для лошади своими руками

Какие бывают дуги для лошади: материалы для их изготовления

Имея лошадь, хозяину нужно купить упряжку и телегу, чтобы перевозить людей или необходимые грузы. Всем известно, что запрягая лошадь, нужно не забыть о дугах, так как они защищают животное от ушибов.

Конструкция дуги для лошади настолько проста, что ее можно изготовить самостоятельно у себя дома. Для этого, нужно подготовить необходимый материал и следовать стандартной инструкции. Давайте посмотрим, как это делать.

Дуги для лошади

Запрягая лошадь, можно увидеть, что над животным нужно устанавливать дугу. Но зачем она нужна? На первый взгляд – эта деталь может показаться ненужной. Некоторые думают, что ее цепляют для украшения. Такую деталь придумали давно, и до сих пор она выполняет важную роль при езде на санях или повозке.

Сегодня мы узнаем, что такое дуга, и какое у нее предназначение. Помимо того, мы поймем, как называется дуга над лошадью.

Что это такое, назначение

Любая упряжь для лошади состоит из дуги. Дуги нужны для того, чтобы держать гужи и не вредить спине и бокам лошади. Так как раньше были плохие дороги, люди придумали дуги, чтобы смягчать удар и не навредить животному. Дуга выступает в качестве амортизатора.

Помимо этого, дугу используют для украшения конного транспорта. Многие украшают эту часть упряжи красивой национальной росписью или резьбой по дереву.

Особенности

Принято считать, что дуги придумали люди тогда, когда были плохие дороги или бездорожье. Дуги нужны были лошади, чтобы не вредить ее коже.

Дуга имеет свои особенности строения. Она находится над лошадью, в центре она заужена, а по краям она расходится. Такая форма дуги нужна для того, чтобы при попадании телеги или повозки в яму, оглобли не били лошадь и не натирали ей.

Помимо амортизации, дуги нужны, чтобы поддерживать баланс груза и равномерно его распределять.

Дуги для лошади имеют один стандартный вид – это полу изогнутое дерево. Его размер зависит от габаритов лошади и размера повозки. Для каждой лошади лучше изготавливать отдельные дуги, чтобы они могли полноценно выполнять свои функции.

Дуги нельзя делать из метала, так как лошади будет тяжело их везти, и они будут давить на упряжь. Материал, который можно использовать – это только дерево. При этом, важно знать какое дерево будет легким и прочным.

Как сделать дугу для лошади своими руками

Каждая деталь из упряжи имеет свои особенности изготовления, поэтому нужно иметь определенные знания и навыки. Дугу изготовить просто, но для этого нужно разбираться в дереве и уметь правильно с ним работать. Неправильно согнув дерево, конструкция быстро сломается при эксплуатации.

Если выбрать качественный материал и правильно изготовить дугу, она прослужит вам долгое время, несмотря на нагрузки.

Выбор и подготовка материалов

Подготовка для изготовления дуги начинается с выбора вида дерева. Рекомендуется использовать ветлу или вяз. Вяз сам по себе очень прочный, но ветла отличается своей легкостью, благодаря чему, лошади легче тянуть повозку. Однако, можно использовать:

Заготавливать дерево нужно весной, когда дерево не набрало много сока и осталось сухим после зимы. Из этого дерева нужно сделать кряжи, толщиной 0,5метра, а длиной два метра. Кряжи нужно расколоть – это и будут заготовки для дуги. Также важно приобрести дужный станок для сгибания дерева.

Еще нужно иметь рубанок, для обработки дерева или другой инструмент. Без этих инструментов невозможно качественно сделать дугу. Чтобы украсить изделие, можно купить краску или покрыть дерево лаком.

Этапы изготовления

Заготовки на концах нужно обтесать и приступать к работе. Так как дуга выглядит в форме изгиба, подготовленное дерево нужно согнуть. Для этого, заготовку нужно распарить. Делают это разными способами. Один из них – это замочить дерево в воде на 3 дня, после чего, на середину заготовки нужно налить кипяток и оставить его на 30 минут.

Еще один способ согнуть дугу – это нанести на середину будущей дуги свежий навоз и положить ее в раскаленную печь на ночь. Некоторые кладут не в печь, а в баню, где дерево становится пластичным.

Когда дерево распарилось, его нужно согнуть. Очень важно делать это аккуратно и не резко, чтобы не сломать дугу. Для такой процедуры нужно иметь дужный станок. Этот станок важно заранее настроить. Чтобы не испортить пропаренное дерево, попросите помощи у друзей, так как самому тяжело сгибать пропаренное дерево. Как правило, такая работа занимает два часа.

Для справки! Иногда пропаренное дерево может плохо гнуться, поэтому нужно его полить кипятком во время сгибания.

Когда вы согнули дерево, его нужно закрепить на станке веревками или проволокой и дать ему время, чтобы оно полностью высохло. На этом, самая сложная работа закончилась.

Финишная обработка

Как только дуга высохла, ее вынимают из станка и снимают веревку, которую использовали для фиксации. После этого, дерево нужно обработать рубанком или стругой. Теперь подошло время украсить конструкцию. Для этого, можно разрисовать дугу красивыми красками или нарисовать на ней геометрические узоры. В каждой стране дуги разрисованы национальными орнаментами. Разрисовывать дугу нужно специальными красками, чтобы при дожде, они не слезли. Как правило, разрисованные узоры покрывают специальной жидкостью.

Еще можно вырезать узоры в дуге и покрыть ее лаком. В самом конце, к середине дуги, нужно прикрепить бубенцы. На этом, процесс изготовления дуги закончен.

Секреты именитых мастеров

Многие опытные специалисты, делающие дуги для коней, говорят — самое главное, что нужно сделать перед изготовлением детали – это выбрать качественный и надежный материал. Именно от дерева будет завесить прочность дуги.

Важно! Правильно сделанная дуга способна выдержать любые нагрузки.

Еще один момент, о котором нужно помнить – это то, что дерево нужно хорошо пропарить, чтобы оно было пластичным. Не имеет значения, каким методом вы будите смягчать дерево главное, чтобы у вас это получилось.

Где можно купить дуги?

Если вы не хотите делать дуги самостоятельно или вам кажется, что вы не сможете их сделать, тогда их можно купить в магазине. Однако не всегда в магазинах есть разные виды и размеры этого товара, поэтому многие предпочитают покупать его в интернете, где есть много выбора.

При покупке дуги, обратите особое внимание на качество дерева, из которого она сделана. Если вы в этом не разбираетесь, тогда возьмите с собой специалиста, который поможет вам оценить качество изделия.

Можно ли обойтись без дуги?

Некоторые не покупают дуги, так как они стоят приличных денег, однако они причиняют сильный вред своей лошади. Со временем, у животного появятся раны и из-за постоянных ушибов, ему будет тяжело тянуть повозки.

Учитывая это, дуги просто необходимы. Если у вас нет денег, чтобы ее купить, тогда постарайтесь ее сделать сами. Просмотрев видео и прочитав много информации на эту тему, вы сможете сделать качественную и прочную дугу. Даже если у вас не получится сделать деталь с первого раза, не расстраивайтесь и повторите попытку. Попробовать сделать дугу можно на маленьком бруске дерева, чтобы понять принцип изготовления.

Поэтапное изготовление дуги для лошади

Каждый, кто желает иметь хороший конный выезд, непременно сталкивается с необходимостью обзавестись удобной и практичной упряжью для управления экипажем, без которой эффективно использовать животное невозможно. А как только встает вопрос упряжи, тут же возникает необходимость обзавестись хорошей дугой для коня. Как же сделать дугу для лошади своими руками?

Назначение дуги

Дуга – самая узнаваемая часть упряжки для лошади, будь она городская (экипажная), ямская (троечная), гужевая (ломовая), крестьянская, полуямская или какая-либо еще. Назначение деревянной дуги заключается в том, чтобы удерживать гужи (кожаные петли, с помощью которых соединяются дуга, хомут и оглобли) перпендикулярно по отношению к хомуту лошади, иначе у животного на плечах и боках появятся потертости. Все знают, каково качество наших дорог.

В те времена, когда возникла идея конной упряжки (археологические находки самых ранних образцов дуги для лошадей в России датируются XIV веком), дороги у нас были отнюдь не лучше теперешних. Лошадку надо было уберечь от толчков и ухабов. Вот для этого и придумали дугу для лошади. Она смягчала удары, поскольку гужи, закрепленные на дуге, растягивались. Из желания уберечь верхние части тела, и возникла дуга. И стала не только важной амортизирующей, защитной частью конной упряжи, но и ее украшением. Дуги, особенно на парадных выездах, было принято украшать яркими узорами или просто бантами из пестрой ткани. А уж сколько песен спето и стихов написано про колокольчик под дугой!

Красивое крашение дуги

Необходимый материал

Чтобы сделать самостоятельно дугу для лошади, нужно правильно выбрать дерево. Самый лучший материал для дуги лошадей – ветла или вяз. Древесина вяза отличается большой прочностью, а ветла славится своей легкостью. Но иногда дуги гнули и из дуба, березы или лещины. Заготовки для дуг рубят ранней весной, когда сок в древесных стволах только-только начинает свое движение.

Древесину распиливают на кряжи длиной до двух метров и толщиной до полуметра. А после этого кряж раскалывают на части, которые и станут заготовками будущих дуг. Толщина заготовки должна быть от 8 до 12 сантиметров, длина – от 150 до 180 сантиметров. Концы заготовки нужно обтесать, чтобы придать им форму будущей дуги.

Древесина вяза

Поэтапное изготовление

Когда заготовка вырезана и обтесана на концах, нужно подготовить древесину к сгибанию. Для того, чтобы дерево хорошо согнулось, но не сломалось, его необходимо распарить. Тут поступали по-разному. Одни мастера на 2-3 дня замачивали заготовку в воде, а перед началом работы запаривали среднюю ее часть в крутом кипятке минут на 20-30.

Другие середину будущей конструкции обмазывали свежим навозом и клали в горячую печь, где древесина распаривалась в течении ночи. Еще проще поместить заготовку дуги в баню. Для этой цели во многих банях под потолком были шесты, на которые укладывали жерди, предназначенные для дуг. Под воздействием жара и пара древесина становилась более пластичной.

После того, как заготовка дуги для лошади достаточно распарится, можно приступать к наиболее ответственному технологическому процессу – сгибанию. Для этого используют дужный станок – колодку с двумя параллельно расположенными вырезами. Расстояние между вырезами такое, каким должно быть расстояние между концами готовой дуги.

Конец заготовки дуги нужно заложить в один из вырезов, и после этого начинать аккуратно сгибать распаренную древесину. Делать это надо без рывков и не спеша. Работа тяжелая, поэтому обычно дугу гнут два-три человека. Если дерево гнется плохо, то можно «подпарить» его кипятком для большей пластичности. Длится это может несколько часов.

И вот загибаемый конец дуги оказывается напротив свободного выреза колодки! Его нужно аккуратно и точно туда вогнать. Самая трудная часть работы выполнена! Теперь выступающие наружу концы изделия надо крепко-накрепко связать между собой прочной бечевкой или даже стянуть проволокой, и оставить изделие в таком виде до полного высыхания.

Крепление для сгибания

Завершающая обработка

После того, как дуга для лошади высохла, ее вынимают из станка, развязывают веревку или проволоку, которая была использована для фиксации. Теперь дугу надо обработать. Для этих целей используют специальные рубанки или струги. Готовое изделие можно украсить.

В старину это делали при помощи красок или резьбы. Богатые выезды щеголяли нарядными резными дугами, на которых можно было видеть и геометрические узоры в виде ромбов и кругов, и искусно вырезанные листья, цветы, гроздья винограда. Иногда раскрашивали краской, причем особенно любили черные, красные, золотые, синие и зеленые цвета.

Впрочем, резьба, раскрашивание или просто нарядные банты – это дело вкуса. А вот без чего дуге никак нельзя обойтись – это без колокольчика или бубенца. Для этого к верхней внутренней части конструкции, там, где у нее самая середина, приделывали металлическую петельку, которая называется «зга». Помните: «не видно ни зги»? То есть так темно, что даже дуги на конской упряжи не видно. На эту згу и вешали колокольчик.

Читайте также:  Сон лошадь в воде

Роспись и резьба

Вот так, от выбора материала до закрепления колокольчика на зге, можно сделать дугу для лошади своими руками благодаря нашей подробной пошаговой инструкцией к выполнению.

Ковка лошадей

Ковка лошадей — необходимая процедура. Как выглядит подкова, знают все, а вот как она крепится к лошадиному копыту — видели не многие. Предлагаем интересный фоторепортаж, некоторые снимки вас точно поразят, если вы никогда не подковывали лошадь самостоятельно!

Ковка лошадей — как это делается?

Животное во время этой процедуры должно оставаться спокойным и приветливым, иначе подковать его не удастся. С приученными животными проблем меньше. Видимо именно такая лошадь позировала на фото, и с удовольствием демонстрировала все тонкости процесса ковки лошадей!

Ковка лошадей включает в себя несколько этапов:

  1. Снятие старой подковы
  2. Обрезка и расчистка копыта
  3. Снятие мерки
  4. Пригонка подковы к необходимым параметрам
  5. Прикрепление подковы к копыту.

1. Как снять старую подкову? Поэтапный процесс снятия

Старые подковы снимают с помощью специальных инструментов: обсечки, ковочного молотка и копытных клещей.

Поэтапный процесс снятия старой подковы:
  • Легкими ударами молока по головкам гвоздей ослабляют их связь с подковой.
  • Затем отгибают или обрубают барашки.
  • Подводят губки ковочных клещей под подкову, сжимают их до полного соединения.
  • Наклоняют клещи вниз по направлению ветки подковы.
  • Приподнятую подкову осаживают на прежнее место.
  • Выступившие головки гвоздей захватывают клещами и поочередно вынимают, начиная с первого пяточного гвоздя.

Если гвоздь ломается, его обязательно удаляют с помощью обсечки или ковочных клещей.

2. Расчистка копыта

Суть процесса проста. Необходимо удалить отросший копытный рог, придать правильную форму копыту, подготовить поверхность для плотного прилегания новой подковы. Все это делается с помощью специальных инструментов.

Подробнее о расчистке и перечне необходимых инструментов — ЗДЕСЬ⇒

3. Снятие мерки с копыта

Понадобятся три промера:

  • Длина от середины зацепа до одного из пяточных углов
  • Ширина в самой широкой части боковых стенок копыта
  • Ширина в пятках

Соответственно этим размерам выбирается готовая стандартная подкова, либо же изготаваливается вручную.

4. Пригонка копыта

При пригонке самое главное правило только одно:

Подгонять подкову к копыту, а не копыто к подкове

Правильно подогнанная подкова выполняет такие требования:

  • Плотно прилегает к подошвенному краю роговой стенки.
  • Выступает наружу в зацепе и боковых частях на 0.5-1 мм.
  • Выступает в области пяточных углов на 5-8 мм.

Подкова должна быть длиннее копыта и выступать назад от пяточных углов у упряжных лошадей на 10-15 мм. У верховых — на 4-8 мм. Это создаст и большую площадь опоры для пяточных частей, и по мере роста копыта подкова будет отодвигаться по направлению вперед, будет запас.

5. Прикрепление подковы — ковка лошадей

Подкова крепится к копыту при помощи специальных гвоздей. Гвозди подбираются в соответствии с размерами подковы.

Гвозди для ковки лошадей

Гвозди для ковки лошадей изготавливаются на заводах из стальной ленты. Бывают 6 номеров (по ГОСТу 1217-50):

Поэтапное прикрепление подковы:

  • Откусывание их (см. фото ниже)
  • Притягивание подковы
  • Заделка барашков

Какие бывают подковы?

Подковы для лошадей изготавливают в соответствии с ГОСТом (а именно, ГОСТ 5408-50) и всего выпускается 13 размеров конных подков:

Помимо стандартных, гостовских подков, применяют и специальные, как правило, ручного изготовления подковы. Беговым лошадям положены подковы легкие, круглые, с небольшими шипами. Для лошадей, работающих в горной местности тоже существуют специальные подковы.

Подковные шипы

Как размещают шипи на подковах и какие они бывают?

Размещают шипы в зацепной части (зацепный шип), и по одному на концах каждой ветки (пяточные шипы). Шипы могут быть постоянными и съемными.

Для шипов тоже есть свой ГОСТ (ГОСТ 4509-50). Они должны быть Н-образными, и двух размеров: 22 см и 28 см, длинные и короткие соответственно.

Ковка лошадей — фото

Станок для ковки лошадей — видео

Ковка лошадей — видео

Вот такой трудоемкий процесс — ковка лошадей! А вы когда-нибудь сталкивались с этим? Поделитесь в комментариях!

Готовь сани летом — мастерим повозку для лошади

Деревенскую жизнь в глубинках нашей страны трудно представить без верного и надежного помощника – без лошади. Поэтому здесь понадобится и телега, и сани зимой для лошади, когда заметет. На лошади и груз привезти можно, и дров из лесу, и огород вспахать, да и просто на рынок по бездорожью съездить. Раньше практически в каждом селе был мастер по изготовлению телег и саней. А сегодня придется их либо покупать, либо делать самому, о чем мы поговорим в нашей статье.

Как сделать телегу?

Инструменты и материалы

Делаем сани своими руками

Инструменты и материалы

Видео «Как делают сани»

Комментарии и Отзывы

Как сделать телегу?

Телега для лошади представляет собой отдельный вид гужевого транспорта и имеет несколько видов. Именно поэтому вам нужно сразу перед тем, как ее делать своими руками, определиться, для каких целей и какого типа вам нужна повозка. Если это будет исключительно работа по перевозке грузов, то достаточно будет иметь дроги или телегу по типу платформы, то есть без бортов с обычным плоским дном. Если же вам нужно будет перевозить на телеге сено, другие материалы и использовать ее в качестве транспортного средства, то нужно делать с бортами.

Также сразу стоит предусмотреть, сколько лошадей вы будете впрягать в повозку. Дело в том, что одноконная и пароконная телега отличается по своей сути и изготовлению. Одноконная в России имеет оглобли и дугу, а пароконная – дышло. Если вы будете делать украинский вариант, то здесь дышловая повозка или воз применяется как для одной лошади, так и для пары. Заметим, что дышловую телегу делать проще своими руками, чем дуговую.

Важные моменты

Прежде чем приступить к изготовлению, вам стоит немного узнать конструкцию телеги, ее основные части. Итак, главным элементом любой повозки является ее ходовая часть. А это две оси (передняя и задняя), колеса и сама рама, на которую устанавливается кузов или платформа. Также есть стойки, которые как бы выполняют роль амортизаторов. При этом задняя ось делается стационарной, то есть без движения, а передняя ось поворачивающаяся, за счет этого будет осуществляться поворот.

Следующие важные элементы – это оглобли в дуговой одноконной повозке или дышло в пароконной (украинский воз). Оглобли и дышло крепятся к передней оси, так как за счет них поворачиваются передние колеса. Раму желательно делать сварной металлической, так как на нее будет идти весь груз повозки. Саму же телегу делают деревянной.

Что касается размеров, то раньше стандартным была ширина телеги около 1,5 метра, а длина – 3 метра. Высота уже зависит от вашего желания и габаритов коня, но стандартно делается от 0,5 до 0,7 метра.

Инструменты и материалы

  • Деревянные доски;
  • сварная рама и оси колес;
  • сварочный аппарат;
  • 4 колеса (авто- или мототранспорт);
  • металлические трубы или П-образный профиль;
  • гвозди;
  • молоток;
  • инструменты по обработке дерева (пила, ножовка, наждачка, шлифовальная машинка);
  • прочий инструмент по необходимости;
  • чертежи.

Запрос вернул пустой результат.

Пошаговая инструкция

  1. Первым делом нам нужно сделать ходовую часть телеги. Это, как мы уже говорили, сварная сплошная рама и колесные оси. Если со сваркой никогда дело не имели, то придется обратиться к мастерам. Раму и оси можно сделать сплошными металлическими из профиля или из толстостенных труб.
  2. Делаем заднюю стационарную ось и переднюю поворачивающуюся на штыре на двух закрепленных шайбах.
  3. Перед тем как завершать переднюю ось, определяемся с типом повозки. Если дышловая, то под дышло делаем специальный держатель. Оглобли делаются сварными к передней оси на специальном держателе. То есть оглобли должны быть не съемными, но подвижными в стороны и даже вверх и вниз – за счет держателя. Также их можно закрепить на кронштейны и усилить специальными тяжами – катанка диаметром 10-12 мм, которая крепится к оглобле и передней оси.
  4. Завершаем ходовую часть установкой колес и по необходимости тормозами.
  5. Теперь можно переходить к основе телеги – кузов. Если делаем платформу, то здесь все просто – нарезаем необходимой длины и ширины доски и сбиваем в одну платформу, крепим к раме. Если же будут борта, то сначала делаем 4 продольные жерди, на которые потом прибиваем вертикально наклонные рейки. Боковые борта сразу закрепляем на раму, а передний и задний делаем съемным для большего удобства использования телеги в работе.
  6. Что касается оглобель, то их можно делать как металлическими из труб, так и деревянными. Дышло, как правило, делается только деревянное.
  7. Для удобства сидения в телеге можно в кузове сделать лавочку или даже прикрепить мягкие сидения.
  8. На готовую самодельную телегу сзади, если вы планируете выезжать на трассу, нужно приделать катафоты.

  1. Дуга – это особая часть оглобельной телеги, над которой придется потрудиться, если нет готовой. Она делается из дерева вяза или ветла, так как материал должен быть прочным и гибким. В старину также использовали дуб, березу и лещину.
  2. Самодельную заготовку под дугу нужно срезать ранней весной, когда в дереве только начинает двигаться сок. Сама заготовка под дугу берется толщиной от 8 до 12 см и длиной от 1,5 до 1,8 м.
  3. Гнуть дугу лучше в специальном станке (дужной), помещая края в выемки. Перед работой дерево сначала замачивают в холодной воде, а за полчаса до работы распаривают кипятком для большей гибкости. Если дерево гнется плохо, его распаривают несколько раз.

Запрос вернул пустой результат.

После полного сгибания края дуги связываются плотной веревкой и дают дереву просохнуть и принять нужную форму – около 45 дней. Как это делают в домашних условиях, смотрите на видео Олега Москаленко.

Делаем сани своими руками

Купить сани может каждый, но не для всех это будет доступно, так как стоимость их весьма немалая. Что же, остается сделать своими руками. Тем более, что сани были излюбленным транспортом людей. Об этом смотрите на видео автора pashinkirill.

Инструменты и материалы

Перед тем как делать сани для лошади, вам нужно определиться, из какого материала будет самая важная часть – полозья. Они могут быть металлическими или деревянными. Если хотите делать из дерева, то понадобятся специальные умения и знания по подготовке дерева и его изгибания. С металлом проще, здесь нужно будет лишь в мастерской выковать полозья.

  • Деревянные доски;
  • фанера;
  • листы металла;
  • уголки или профиль металлический;
  • металлические трубы;
  • лак, краска;
  • инструмент по обработке дерева;
  • прочие инструменты по необходимости;
  • чертежи.

Пошаговая инструкция

  1. Самое первое и самое сложное дело – это полозья. Их будем делать металлическими – так проще. Подойдет нержавеющая или обыкновенная углеродистая сталь. Полозья лучше сделать кованными плоскими из сплошного металлического листа, но также есть практика использования труб. Но чтобы их согнуть понадобятся помощники.
  2. Когда полозья готовы, переходим к основе — поперечные перекладины и стойки, которые располагаются с двух боков. Их делать можно из труб или профиля. Все части нужно будет сварить.
  3. Важная часть саней — тормоза. Когда полозья готовы, делаем их самым простым образом – колодочные в виде резины с рычагом. Это будет и ходовой, и стояночный тормоз.
  4. К передней части привариваем металлические пластины, на которые потом прикрепятся оглобли.
  5. Когда ходовая часть готова, из дерева делаем кузов саней – это как уже ваша фантазия будет работать. Конечно, сначала делаются чертежи. После дно и внутреннюю часть можно обшить фанерой и даже сверху прикрепить мягкий материал для удобства, например, дерматин или войлок.
  6. В последнюю очередь крепим деревянные оглобли и все – сани для лошади своими руками готовы!

Фотогалерея

Видео « Как делают сани »

Интересное видео о том, как делали сани и сбрую лошади для крепления саней в старые времена.

Телега, сделанная своими руками

Сейчас уже сложно представить, что еще буквально пару столетий назад лошади считались основным средством передвижения. На них ездили верхом, на повозках с впряженными скакунами перевозили разнообразные грузы. В настоящее время с этой функцией отлично справляются автомобили, поезда и самолеты, тем не менее, лошади остались незаменимы в труднодоступных участках и сельской местности. Транспорт, который приводится в движение при помощи этих животных, называется гужевым. Далее рассмотрим, как построить телегу своими руками.

Читайте также:  Что едят лошади из овощей и фруктов

Если в хозяйстве имеется конь, то его можно использовать как для верховой езды, так и для перевозки грузов или людей. А в городах и селах с активным притоком туристов катание на повозках с лошадьми пользуется большим спросом. Телегу для этих целей вполне реально сделать своими руками. В деревнях конные повозки активно применяются по сей день. На них перевозят сено, дрова, удобрения, овощи и фрукты во время сбора урожая.

Телега — четырехколесная грузовая повозка. Чаще всего в нее впрягают лошадей, гораздо реже волов или буйволов.

Плюсы такого вида транспорта заключаются в его экологичности, отсутствию выбросов, природе не причиняется абсолютно никакого вреда. При этом даже русское бездорожье не будет являться помехой, проехать можно как по асфальтированной трассе, так и по сельским ухабам.

Устройство и конструкция повозки напрямую зависят от ее будущего предназначения. Так, телеги, используемые для перевозки пассажиров, желательно оборудовать высокими бортами для защиты от пыли и камешков, скамейками для удобства людей. Если потребуется транспортировать тяжелые грузы, то основание надежнее сделать из прочного материала, например, металла. Существуют следующие виды повозок:

Такой транспорт лучше всего предназначен для перевозки тяжестей. Для колес следует взять надувные резиновые шины, а в качестве основания для будущей конструкции — крепкую металлическую раму. Сверху ряд в ряд укладываются доски, по краям их можно скрепить более короткими элементами из дерева. Бортов у полока не предусмотрено, так удобнее закреплять и доставлять крупногабаритный груз.

Дроги представляют собой длинную повозку без кузова, задняя и передняя часть ее соединены продольными брусками. В старину их основным применением считалась доставка тел умерших на кладбище, устройства еще именовали катафалками. Также повозки использовали для поездок в поле, для перевозки крупногабаритных грузов, например, бочек с водой.

Экипаж — это вид пассажирских повозок, перемещаемых мышечной силой лошади. Такое транспортное средство имеет крытый верх для защиты от непогоды, сиденья для удобства пассажиров. Колес может быть два (одноосная телега) или четыре (двуосная). Самым дорогим и удобным экипажем раньше считалась карета, чаще всего они закладывались тройкой или четверкой скакунов. На козлах повозки сидел кучер, на запятках стояли выездные лакеи. Такой способ передвижения могли позволить себе исключительно богатые аристократы.

Тележка также является одной из разновидностей пассажирских повозок. В отличие от экипажа, она не имеет крытого верха, в некоторых случаях может быть легкая откидная крыша. Для гостей и извозчика предусмотрены специальные сиденья. В современное время наибольшей популярностью пользуется такой вид транспорта у предпринимателей, катающих туристов и горожан на праздниках.

Также часто тележками называют небольшие одноосные повозки, применяемые для перевозки грузов. В качестве движущей силы к такой конструкции можно использовать как лошадь, так и трактор или мотоблок. Основание ее лучше сделать из металла, колеса взять надувные. Повозка будет небольшой и легкой, но при этом выдержит нагрузку массой до 1 тонны.

Перед тем как сделать телегу самостоятельно, следует определиться, для каких целей вы ее собираетесь использовать. В зависимости от будущего предназначения будут отличаться особенности конструкции, габариты и комплектация.Создание чертежа с размерами

Если повозку предполагается использовать для перевозки людей или грузов, колеса лучше взять от старой сельскохозяйственной техники или мотоцикла, а саму ось сварить из прочного металла. На первом этапе конструирования создаем чертеж будущей телеги с размерами (как на фото ниже). Откладываем параметры изделия и отдельных его частей согласно требуемым значениям. Обычно в длину достаточно 2,85-3 м, по ширине оси – 1 м, а бортовой части – 1,5 м. В высоту телеги делают около 100 см. Более функциональными и грузоподъемными считаются двухосные повозки. Затем готовим все необходимое для дальнейшей работы.

Необходимые инструменты и материалы:

  • деревянные бруски;
  • болты, гайки, гвозди;
  • шуруповерт, дрель;
  • пила, ножовка;
  • гаечные ключи;
  • сварочный аппарат, болгарка;
  • уголки, скобки, втулки;
  • молоток.

Первым делом принимаемся за заднюю и переднюю оси телеги. Для этого потребуются два абсолютно одинаковых деревянных бруска или металлических профиля. На края крепим детали, на которые в дальнейшем одеваются колеса с использованием подшипников соответствующего размера. Для этой цели идеально подойдут втулки от передних колес мотоцикла, они наиболее надежны и износостойки.

Передняя ось отличается от задней наличием поворотного механизма. Он состоит из специальной круглой планки с отверстием в центре, присоединенной к профилю посредством штока, подшипника и гайки. Все устроено таким образом, что ось становится подвижной. К днищу планка прикрепляется стационарно при помощи болтов, затянуть их следует понадежнее.

Если колеса для телеги тоже решено делать своими руками из древесины, то понадобится токарный станок. Клинья для этой детали вытачивать надо осторожно, они должны быть абсолютно одинаковы, на каждое колесо потребуется по 12 штук. Впоследствии их необходимо очень плотно заколотить под металлический обруч или одеть шину так, чтоб вся конструкция при движении не развалилась. Каждый клинышек соединяется с центральной частью колеса посредством спиц из дерева.

Затем делается корпус из досок — днище и бортики. Все элементы конструкции соединяются между собой при помощи уголков, болтов и гаек. Для удобства в передней части можно поставить сиденье для извозчика. К подвижной оси крепятся рулевые бруски (оглобли) посредством приваренных к ней металлических труб с отверстиями для крепления.

Оглобли являются важным связующим звеном между повозкой и животным и обязательно должны быть подвижными (двигаться вертикально вверх и вниз), это необходимо для соединения с упряжью.

Сделать повозку — это всего лишь полдела, для полного выполнения поставленной задачи необходимо еще запрячь в нее коня. Перед поездкой животное следует почистить, осмотреть. Лошадь должна быть здорова, в спокойном состоянии, а все элементы сбруи на ней — без признаков повреждений. Это важно как для обеспечения безопасности самого извозчика и его скакуна, так и целостности перевозимого груза.

  • оглобельно-дуговая;
  • постромочно-дышловая;
  • постромочная.

Первая разновидность самая распространенная, применяется, когда запрягают одного коня или троих. Постромочно-дышловая запряжка используется при парной упряжи, дышло при этом присоединяют к оси повозки. Постромочная запряжка наиболее простая, в ней нет оглоблей и дышла, применяется обычно при сельскохозяйственных работах или с повозками, имеющими в своем составе тормозную систему.

Упряжь должна быть тщательно подогнана под размеры животного, нигде не жать и не болтаться. Изготавливается она преимущественно из кожи и продается в готовом виде в специализированных магазинах. Нужно лишь подобрать подходящий размер. Если ее перетянуть, лошади будет тяжело дышать, а слишком свободные ремешки могут натирать при движениях.

  1. 1. Сначала на лошадь одевают уздечку. Подойти к животному следует с левой стороны. Затем охватить ее голову правой рукой и прижать к плечу, так будет легче натянуть ремешки. Потом набрасываем поводья на шею и продеваем уши между частями уздечки. Застегиваем все элементы.
  2. 2. Подводим лошадь к телеге, одеваем ей седелку на спину ближе к передней части. Затем подтягиваем подпругу.
  3. 3. Аккуратно одеваем хомут на шею животного, достаем из под него гриву. Натягиваем шлею на холку, оставляя зазор между ремешками и седалищными буграми коня толщиной в 2-3 см.
  4. 4. Заводим лошадь в оглобли. Для этого можно переступить жердь, если животное не боится, либо же заставить пятиться назад.
  5. 5. Подходим ближе к голове коня, присоединяем к жердям ремень чересседельника, потом подбрюшника и вставляем сначала один конец дуги, следом за ним второй.
  6. 6. Выправляем дугу и оглобли так, чтобы они были под прямым углом относительно друг друга. Затягиваем пряжки и ремни на упряжи, закрепляем вожжи на кольце удил.
  7. 7. Связываем концы подбрюшника и чересседельника узлом сбоку так, чтоб в экстренном случае коня можно было быстро освободить от сбруи.

Лошадь полностью запряжена. Конечно, в первый раз у новичка может и не получиться правильно одеть упряжь, особенно если животное с норовом. Необходим наглядный пример или следует посмотреть видео с подробной инструкцией.

Каждый из нас стремится создать неповторимый ландшафтный дизайн в саду, ведь отдыхать и набираться сил хочется в красивом месте. Для этого прекрасно подойдут различные большие и малые архитектурные формы, оригинальные клумбы, подобранные в правильном сочетании посадки многолетних кустарников и трав. Некоторые дачники используют небольшие тележки для украшения своих приусадебных участков. Построить их можно своими руками из подручных материалов.

При желании в такой повозке реально не только поставить декоративные кадки с цветками, но и перевозить небольшие грузы, например строительный мусор и инструменты.

Конструкции могут быть самые разнообразные, в зависимости от фантазии автора. Можно использовать только одно колесо, и получится садовая тачка, или же выполнить более стандартную версию с двумя или четырьмя. Оригинально смотрятся небольшие тележки с бортами, изготовленными из плетеной лозы или же обрамленные необычным орнаментом.

Колеса повозки для декора сада можно сделать привычными, круглыми, или же в форме восьмиугольника. В качестве материала потребуются небольшие деревянные брусочки. Для прочности соединяем их при помощи строительного клея или болтов, затем сглаживаем неровные края.

Корпус повозки собираем из дощечек, обычно его делают не более 50 см в длину. В завершение конструкцию следует отшлифовать и покрыть лаком. Значительно украсят тележку элементы резьбы по дереву. В готовое изделие размещаем горшки и кадки с цветами, особенно хорошо смотрятся вьющиеся растения, ниспадающие с краев повозки на землю. Получается оригинальная клумба, которую по достоинству оценят все гости. При желании бортики можно раскрасить.

Изготовление телеги не требует больших материальных затрат, тут более важна сноровка и фантазия мастера. При наличии определенных навыков работы с деревом в результате получится замечательное изделие, которое можно использовать как по прямому назначению (грузовые или пассажирские перевозки), так и в декоративных целях.

Дуга для лошади как сделать дугу самостоятельно

Дуга для лошади: как сделать своими руками, значение, фото

Недоуздок для лошади необходим для удобного вывода животного и направления его движения. Надевают его на голову. Также недоуздок позволяет зафиксировать коня в стойле или на пастбище. Внешне недоуздок выглядит как уздечка, у которой нет удил, и имеющая один повод. Держат коня за ремень недоуздка с левой стороны в районе щеки.

Недоуздок из кожи

Сделать недоуздок можно из кожи или верёвки. Второй вариант предпочтительнее для питомцев с нежной кожей. Делают недоуздок, предварительно сняв мерки головы своего любимца.

Для изготовления предмета надо взять 7 мягких ремешков с подкладкой из флиса длиной на 4-5 см больше необходимой (пойдёт на припуски швов). На затылочном ремне с левой стороны должен помещаться карабин застёжка. Соединяются между собой ремешки по схеме при помощи крепких металлических колец достаточного размера.

Схема недоуздка из ткани

Кожа будет натирать кожу на морде у лошади, и потому затылочный ремень и нахрапный ремень надо подшить флисом, сложенным в 2 раза. Подойдёт также плотная фланель.

Недоуздок из веревки

Из верёвки недоуздок изготавливают при помощи узлов. Брать надо мягкую синтетическую верёвку достаточной прочности. Схемы связывания экипировки различные, и можно подобрать максимально понятную для себя. Процесс изготовления из кожаных ремней недоуздка достаточно сложный, и по возможности его лучше приобрести готовый. Верёвочный же делают только самостоятельно.

В отличие от недоуздка, уздечка для лошади имеет удила или трензель – особое металлическое кольцо, которое вставляется в рот коню. Необходима уздечка для верховой езды. Своими руками её изготавливают следующим образом:

  • Отрезается кусок мягкого ремня равный 3 длинам от одного до другого уголка рта через щёки и затылок, сделав припуск 10 см на швы;
  • Отрезается кусок ремешка длиной от уха до уха – он будет лобным. Припуск также 10 см;
  • Объём подбородочного ремешка определяют, добавив 3 см для комфорта коня к длине, полученной после измерения;
  • Сборка ремней по инструкции.
Читайте также:  Снять седло с лошади

Поводья к уздечке пришивают в последнюю очередь, выбирая их длину в зависимости от своего собственного удобства. В соответствии с ростом животного и всадника она будет изменяться.

Уздечка

Выбирая кольцо для уздечки, надо следить за тем, чтобы оно удобно ложилось в рот животному, не задевая зубов. Слизистая ротовой полости коня нежная, и её можно травмировать даже пальцами при надевании уздечки. По этой причине важно, чтобы трензель был гладкий, без щелей и зазубрин. Как сделать уздечку для лошади своими руками знает каждый хозяин.

Кони не могут переносить мороз без вреда для здоровья. Для хорошего состояния им требуется, как и людям, верхняя одежда, которой и является попона. Выглядит попона как покрывало. Покупать готовую попону нет необходимости, ведь её очень легко сшить самостоятельно.

Для получения мерок промеряются:

  • Длина от груди через ноги (по боку) до хвоста;
  • Длина спины от холки и до начала хвоста.

Когда снятие мерок невозможно, надо ориентироваться на усреднённую таблицу, по которой шьют попоны в мастерских. Попона для лошади своими руками максимально удобна для животного.

Попона

Пользуясь стандартной выкройкой, подгоняют её под размер своего коня. После этого из выбранной ткани (для лета нужна хлопчатая, а для зимы – шерстяная) выкраиваются все детали. На швы надо прибавить 15-20 см. Вначале все элементы смётывают, а после прошивают на швейной машине. Для зимней попоны надо предусмотреть ещё и подкладку.

В области живота и груди делается застежка. На усмотрение хозяина она может изготавливаться из липучки, кнопок, карабинов (предпочтительнее) и крупных металлических пуговиц. Попоны должны быть летние и зимние, а также лёгкие шерстяные, которые надеваются на животное в том случае, если оно в прохладную погоду вспотело во время работы.

На сегодняшний день вид конного экипажа вызывает у человека чувство ностальгии и романтики. Поэтому прокатиться на повозке, запряжённой несколькими лошадьми, хотели бы многие из нас. Ко всему прочему, прокат конного экипажа может стать успешным видом бизнеса. Но наличие повозки и самих ездовых животных не хватит для правильной и безопасной езды — нужно иметь глубокие познания в видах специальной сбруи, знать о её строении и применении.

Он Фермер Мастерим сани для лошади В былые времена в любое время года, там, где не было дорог, и почва была слишком влажной и мягкой, где не могла проехать даже телега, применялись вездеходные сани. Простейший вид саней именовался волокушами. Они представляли собой две жерди, которые одним концом крепились по бокам к лошади, а другим волочились по земле. Между собой концы соединялись перекладиной, а уже на перекладину крепился груз. Когда форму волокущихся концов улучшили, получились сани.

Времена лихих конных троек и экипажей давно канули в Лету, а вместе с ними и главный атрибут русской упряжки – дуга. Являясь очень важной деталью упряжи, от ее качества зависели движение и безопасность всего экипажа. Не удивительно, что мастеров-дужников всегда почитали наравне с кузнецами и шорниками.

Каждый, кто желает иметь хороший конный выезд, непременно сталкивается с необходимостью обзавестись удобной и практичной упряжью для управления экипажем, без которой эффективно использовать животное невозможно. А как только встает вопрос упряжи, тут же возникает необходимость обзавестись хорошей дугой для коня. Как же сделать дугу для лошади своими руками?

Доброго вам утра. Я интересуюсь у вас таким вопросом. В моем случае строительство производил не я, а команда рабочих, не так давно живем в новом доме и вот я заметил, что кровля течет. Что делать и куда бежать? Ответы пользователей и экпертов форума на вопрос: Изготовление дуг для конской упряжи.Все от А до Я.

Деревенскую жизнь в глубинках нашей страны трудно представить без верного и надежного помощника – без лошади. Поэтому здесь понадобится и телега, и сани зимой для лошади, когда заметет. На лошади и груз привезти можно, и дров из лесу, и огород вспахать, да и просто на рынок по бездорожью съездить. Раньше практически в каждом селе был мастер по изготовлению телег и саней. А сегодня придется их либо покупать, либо делать самому, о чем мы поговорим в нашей статье.

Не смотря на технический прогресс, который давно и прочно вошел в жизнь человека, в отдаленных районах нашей страны до сих пор используют в хозяйстве лошадей. Эти животные зачастую выполняют тягловую работу по перевозке грузов. Со стороны кажется, что нет ничего сложного в запряжке лошади, но это не так. На сегодняшний день только единицы знают о том, как правильно это сделать.

Уздечка

Из чего состоит и какая бывает упряжь для лошади?

Дуга является основной частью упряжи (упряжки), скрепляет оглобли с хомутом. Её, при острой необходимости и определённых навыках, можно сделать самостоятельно. В идеале купить эту часть экипировки, изготовленную профессионалами. Необходима дуга для удержания гужей перпендикулярно хомуту. Это позволяет предупредить травму шеи лошади при езде по неровной дороге. Упряжная езда без дуги недопустима.

Парадная дуга для упряжи

Для дуги подходит древесина вяза. Также могут быть использованы берёза, дуб и лещина. Заготовить древесину надо в период самого начала сокодвижения. Дерево распиливают на заготовки. Края заготовок обтесывают, придавая им нужную форму.

Сгибают заготовку, предварительно распарив, так как без этого она треснет. Удобнее всего распаривать дугу в бане. Для сгибания используется сгибальный станок. Сгибать дугу надо без рывков. Делают это вдвоём или втроем. Когда заготовка сгибается тяжело, её вновь распаривают.

После того как дуга согнута, её концы фиксируют при помощи проволоки и оставляют до высыхания древесины. Высохшую дугу снимают со станка и производят окончательную обработку. Её шлифуют и красят. В старину дуги расписывали и украшали сложно резьбой. При художественных способностях это можно сделать и сейчас, превратив эту часть упряжи в эксклюзив. Колокольчик или бубенчик обязателен на дуге, и его крепят на зге (металлической петельке).

Лошадь в упряжке

Самостоятельное изготовление дуги оправдано только в том случае, если хозяин лошади любит и умеет работать с деревом, а также готов затратить на работу много времени. Упряжь для лошади необходима даже если впрягают её редко.

В городе умение запрягать лошадь пригодится немногим. Разве что люди, организующие катание на лошадях как досуг, должные обладать этими навыкам. А вот жители сельской местности до сей поры нередко используют этих животных при ведении своего хозяйства, поскольку кони зачастую дешевле, чем постоянно требующие заправки трактор или автомобиль.

Вид конного экипажа сегодня вызывает у нас ностальгию и романтику. Поэтому прокатиться в повозке, запряженной парой или даже четверкой удалых скакунов, хотели бы многие. Кстати, покат конного экипажа может стать неплохим бизнесом. Однако наличие самих лошадей и повозки недостаточно для успешной езды – необходимы также глубокие знания в области специальной сбруи, ее строения и использования. Что такое упряжь и сбруя для лошадей, а также ее виды, узнайте в нашем обзоре.

1 Из чего состоит сбруя2 Виды сбруи2.1 Одноконная2.2 Постромочно-дышловая2.3 Постромочная2.4 Тачаночная2.5 Комбинированая2.6 ЦУГ3 Видео «Как правильно запрячь лошадь в русскую дуговую упряжь» Из чего состоит сбруяОбычная конская упряжь – это система из сбруи, хомута и седла. Все детали необходимо подбирать под каждого питомца индивидуально, исходя из его телосложения и размеров.

На сегодняшний день многие дачники и садоводы убедились в удобстве и простоте использования парников. Рассада, выращиваемая в таких маленьких теплицах, показывает хорошие результаты по всхожести, лучше растёт и развивается. Кроме того, растения лучше адаптируются к составу грунта, закаливаются. В этой статье речь пойдёт о дугах, служащих основой конструкции: какие материалы можно использовать и как соорудить мини-теплицу из того, что под рукой.

Делаем экипировку для лошадей: недоуздок, уздечка, попона…

Изготовление телеги своими руками

Русская упряжь является особенным типом гужевого транспорта и изготавливается в нескольких конфигурациях. Поэтому необходимо заранее определиться с её типом и основным назначением.

В случае если она необходима только для работы по перемещению различных грузов, то можно сделать простую дрогу или повозку в виде платформы, другими словами, без бортов и с плоским днищем. Когда же необходима телега для перемещения сена, других грузов и для применения как транспортного средства, тогда стоит изготовить с большими бортами.

Дополнительно необходимо заранее продумать, какое количество лошадей будет запрягаться в хомут. Потому что пароконная и одноконная упряжь довольно сильно отличается по технологии изготовления и предназначению.

Пароконная телега имеет дышло и хомут, а одноконная оснащена дугой и оглоблей. В случаях, когда планируется изготовление украинской модели, то воз или дышловая телега используется одинаково вне зависимости от количества впрягаемых лошадей. Стоит отметить, что дышловую запряжку своими руками сделать легче, в отличие от дуговой телеги.

В самом начале необходимо изготовить ходовую часть запряжки. Как ранее уже говорилось, это должны быть оси колёс и прочная сварная рама. В случае, когда человек до этого никогда не работал со сваркой, то стоит обратиться к специалистам в этой сфере.

Колёсные оси и раму лучше всего изготовить полностью металлическими из труб или профиля. Далее изготавливается стационарная задняя ось и поворотная передняя на толстом штыре. Вся конструкция закрепляется при помощи специальных шайб.

Перед окончанием работ с передней осью, необходимо определиться с видом телеги. Когда нужна дышловая запряжка, то для дышла делается специализированный держатель. Качественные оглобли изготавливаются сварными к передней оси на держателе. Другими словами, оглобли обязаны не съёмными, однако, движущимися в различные стороны.

Это обеспечивается за счёт использования держателя. Дополнительно их стоит закрепить на кронштейны, а также специальными тяжами усилить. Это может быть проволока диаметром до 15 миллиметров, которая прикрепляется к передней оси и оглобле. Далее устанавливаются колёса, которые стоит оснастить хорошими тормозами для безопасной езды.

Следующим этапом является изготовление основы повозки, которую принято называть кузовом. В случае если изготавливается платформа, дальнейшие действия очень простые. Необходимо нарезать нужных размеров доски из качественных пород дерева. Сбиваем их в цельную платформу и прикрепляем к раме.

Когда необходимы борта, то сперва изготавливают 4 продольные жерди, на которые прикрепляются наклонные вертикальные рейки. На несущую раму закрепляются боковые борта, а задний и передний изготавливаются съёмными. Это делается для удобного пользования упряжью. Оглобли изготавливают из металлических труб или деревянных брусков.

Можно дать ещё несколько полезных советов:

  1. Дышло лучше всего изготавливать из дерева.
  2. Для комфортного сидения в повозке лучше к кузову прикрепить удобные сидения или обычную лавочку.
  3. Если необходимо выезжать на оживлённую дорогу, то самодельную телегу необходимо оборудовать катафотами.

Дугой называется особенная составляющая оглобельной повозки, над изготовлением которой необходимо сильно поработать, если в наличии нет уже готовой. Хомут для коня изготавливается из дерева ветла или вяза, потому что материал обязан быть очень гибким и подвижным.

В давние времена иногда применяли лещину, берёзу или дуб. Специальную заготовку для дуги необходимо резать в начале весны, когда в дереве начинается движение сока. Размеры заготовки под хомут очень стандартные. Её толщина не должна превышать 15 сантиметров, а длина выбирается до 2 метров.

Гнётся дуга при помощи специализированного станка, в котором её края зажимаются в сделанные выемки. До выполнения работ заготовку под конный хомут обязательно замачивают в воде комнатной температуры, а за час необходимо её распарить кипятком. Это делается для придачи дереву хорошей гибкости.

В случаях, когда заготовка для конного хомута плохо гнётся, то эту процедуру производят пару раз. После окончательного сгибания оба края дуги перевязываются крепкой верёвкой и отправляются на просушку. Сушка длится около 1,5 месяца и даёт возможность дереву принять необходимую форму. По истечении этого срока хомут для коня считается готовым к применению.

Инструкция изготовления телеги своими руками

Сайт о лошадях — Мой Конь, лошади, все о лошадях, разные лошади.

Ссылка на основную публикацию
×
×