Овца щиплет траву движимый
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.
(гуси) щипл..т (траву)
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведём верное написание:
полющая (огород) — полоть (I спряжение);
видящий (насквозь) — видеть (исключение, II спряжение);
(гуси) щиплют (траву) — щипать (I спряжение);
радующийся (гостю) — радоваться (I спряжение);
колющий (предмет) — колоть (I спряжение).
НАПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ И ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ
Для успешного выполнения задания учащиеся должны знать:
—что такое личная форма глагола;
—что такое спряжение, как его определить, в чём его значимость;
—как зависит написание суффикса причастия от спряжения глагола;
—в каких случаях написание суффикса причастия/деепричастия определяется спряжением, а в каких нет.
11.1 НАПИСАНИЯ, КОТОРЫЕ ЗАВИСЯТ ОТ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛА.
Правило определения спряжения глагола является базовым, основным правилом для ТРЁХ орфограмм, изложенных в этом пункте.
В зависимости от буквы в окончании все глаголы относят к I или II спряжению . Исключения составляют разноспрягаемые глаголы
Пояснения к таблице.
1. Если личное окончание находится под ударением, то определить спряжение глагола легко: в приведённых парах личные формы глаголов ИДТИ, ПЕТЬ и СИДЕТЬ, КРИЧАТЬ имеют ударные личные окончания.
Глагол относится к I спряжению, если его окончание содержит Е; УТ/ЮТ .
Глагол относится к II спряжению, если его окончание содержит И; АТ/ЯТ .
Слов с ударным окончанием достаточно много: летИТ, спИТ, горИТ, печЁТ, льЁТ.
Обратите внимание: появление приставки ВЫ не влияет на написание окончания: ВЫлетИТ, ВЫгорИТ, ВЫпечЕТ, ВЫльЕТ.
2. Вторые пары слов, личные формы глаголов ПИСАТЬ, ДЕЛАТЬ и СМОТРЕТЬ, ДЫШАТЬ, не имеют ударения на окончании. В них написаны буквы Е- УТ и И -ЯТ только потому, что было установлено: это глаголы I и II спряжения. Список слов с безударным окончанием гораздо более обширен.
Спряжения слова с безударным окончанием определяют, исходя из того, на какие буквы оканчивается глагол в начальной форме (или в инфинитиве, или в неопределённой форме).
Обратите внимание : фраза «на что оканчивается» не равна фразе «окончание слова». У инфинитива нет окончания, он может только оканчиваться на что-то, обычно пишут три последние буквы: читАТЬ (-ать), гнУТЬ (-уть), борОТЬся (-оть), где буква перед ТЬ является суффиксом. Окончание есть у глаголов в личных формах: читаЮТ, гнЁТ, дышАТ. Поэтому неверно: глагол оканчивается на АТ, значит, он первого спряжения.
I спряжение | II спряжение | |||||||||
УТ/ЮТ | АТ/ЯТ | |||||||
ЕМ | ИМ |
Деепричастия (что сделав?) | |
Гласная буква—суффикс начальной формы— перед выделенными суффиксами ОДНА и та же, и она «перешла» вместе с основой начальной формы глагола, от которой обе формы образованы.
Приведём словообразовательные цепочки: обессилЕть→обессилЕвший (причастие), обессилЕть→обессилЕв (деепричастие); измучИть→измучИвший(причастие), измучИть→измучИв (деепричастие); посеЯть→посеЯвший (причастие), посеЯв (деепричастие).
11.2.3 Гласные в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Формы страдательных причастий образуются от основ инфинитива при помощи суффикса ЕНН или НН.
Если основа глагола оканчивается не на ИТЬ, то есть с сохранением гласной буквы основы, например:
ЗарисовАть→зарисовА+НН+ый=зарисованный, в слове два суффикса;
замаскировАть→замаскировА+НН+ый=замаскированный, в слове два суффикса;
обстрелЯть→обстрелЯ+НН+ый=обстрелянный, в слове два суффикса.
Таким образом, перед НН пишется та же самая буква, что и в основе инфинитива.
Если основа глагола оканчивается на ИТЬ, то есть с усечением гласной буквы основы, например:
УкусИть→укуш+ЕНН+ый=укушенный, суффикс И усекается, добавляется ЕНН;
подстрелИть→подстрел+ЕНН+ый=подстреленный, суффикс И усекается, добавляется ЕНН;
закрасИть→закраш+ЕНН+ый=закрашенный, суффикс И усекается, добавляется ЕНН.
Таким образом, чтобы правильно написать суффикс причастия, образованного от глагола на ИТЬ, нужно ить заменить на ЕНН.
Отдельно стоит отметить случаи, если основа глагола оканчивается на ЕТЬ: некоторые лингвисты считают в причастиях суффикс ЕНН, другие видят два суффикса, Е и НН:
УвидЕть→увидЕ+НН+ый=увиденный, указаны два суффикса;
рассмотрЕть→рассмотр+ЕНН+ый= рассмотренный, указан один суффикс.
При разном подходе к определению состава слова написание буквы Е перед НН остаётся неизменным.
Как вы уже заметили, буквы и перед НН не бывает никогда.
Этим же правилам подчиняются и отглагольные прилагательные, образованные от глаголов несовершенного вида:
пилИть→пил+ЕН+ый=пиленый, суффикс И усекается, добавляется ЕН;
вязАть→вязА+Н+ый=вязаный, в слове два суффикса;
сеЯть→сеЯ+Н+ый= сеяный, в слове два суффикса.
Ряд слов, образованных от ПОХОЖИХ глаголов нужно отметить особо.
выкачАнная (качАть) из колодца вода — выкачЕнная из подвала бочка (выкатИть);
развешАнное бельё (развешАть) — навешЕнная дверь (навесИть); взвешЕннный товар (взвесИть);
замешАнный в авантюру (замешАть) — замешЕнное тесто (замесИть);
вывалЯнный в грязи (вывалЯть) — вывалЕнный мусор (вывалИть).
Знание правильной формы инфинитива помогает и в написании слов
измучЕННый (измучИть), слова «измучанный» нет;
измерЕННый (измерИть, что сделать?, от измерЯть причастия прошедшего времени не образуется);
Гласные в глаголах и причастиях. Практикум 2. Ответы. ЕГЭ. Задание 11.
1. В каком ряду во всех словах пишется буква У?
1) работницы свяжут, бормочущий во сне
2) рокочущий бор, капля точит камень
3) машущий крыльями, бойцы услышат
4) фонтаны брызжут, тащащий мешок
1) ребята хохочут, тяжело дышащий
2) родители хлопочут, хлещущие брызги
3) солдаты служат, ищущий истину
4) слуги топчутся, тащащий бревно
1) клевещущий враг, ножницы режут
2) плачущий малыш, туристы сложат
3) бормочущий под нос, травы дышат
4) шепчущий молитву, друзья выручат
1) шины скрежещут, нежащийся в постели
2) волнующаяся мама, волки воют
3) грибники сушат, плещущиеся дети
4) зверьки мечутся, в пышущей печи
2. В каком ряду во всех словах пишется буква Ю?
1) розы колются, клеящаяся поверхность
2) студенты моют пол, плавящийся металл
3) друзья не ссорятся, кающийся враг
4) солдаты дремлют, стелющийся туман
1) поднимающий вес, они гасят свет
2) сыплющий зерно, самбисты борются
3) касающийся боком, они доставят
4) редко бреющийся, бойцы строятся
3. В каком ряду во всех словах пишется буква Е?
1) слышимый звук, мурлычет кошка
2) вменяемый пациент, аудитор проверит
3) обвиняемый всеми, выйдешь из дома
4) омываемый морями, ответишь на звонок
1) мелешь муку, несмолкаемый гул
2) ищешь истину, значимый для вас
3) толкаешь телегу, слышимый издалека
4) клеишь книгу, обуреваемый страстью
4. В каком ряду во всех словах пишется буква Я?
1) внемлющий советам, продавцы сыплют
2) молотящий зерно, камни катятся
3) кающийся грешник, гости увидят
4) реющий стяг, самолёты проносятся
1) верящий в правду, травы зыблются
2) они терпят, самоклеящиеся обои
3) качающий бензин, они лечат
4) дремлющий старик, они строят
1) лелеющий мечту, щенки вертятся
2) ездящий верхом, родители сердятся
3) полющий огород, грузчики носят
4) млеющий от радости, братья косят
1) больные поправятся, реющие знамёна
2) рабочие строят, тратящие средства
3) угольки тлеют, видящий в темноте
4) помощники выгрузят, веющий ветер
5. В каком ряду во всех словах пишется буква И?
1) отряд держится, значимый для нас
2) вода пенится, колеблемый ветром
3) врач лечит, приемлемое условие
4) выйдешь на улицу, недосягаемый
1) усвоишь правило, движимый местью
2) печка топится, нарушаемый всеми
3) встретишь соседа, расходуемые материалы
4) мыло мылится, предполагаемый ответ
1) снег тает, добываемая нефть
2) спустишься вниз, колеблемый ветром
3) заправишь машину, видимый в темноте
4) вода точит, благословляемый
1) бросишь мяч, подозреваемый нами
2) поставишь самовар, пригреваемые солнцем
3) ответишь на вопрос, омываемые морем
4) затопишь корабль, мучимый сомнениями
В Австралии придумали специальный намордник для овец
Австралийский социальный работник Дэвид Робертшоу придумал простой и экологически чистый способ борьбы с сорняками в виноградниках. Он создал специальный намордник для овец, который открывается тогда, когда животное смотрит вниз, и закрывается в тот момент, когда овца поднимает морду вверх.
Это позволяет овцам щипать траву, но не дает трогать виноградную лозу.
Овца была одомашнена в глубокой древности на территории современной Турции, Сирии, северной Месопотамии. При этом в мире сегодня насчитывается примерно 600 пород и одной из самых дорогих считается овца Долан, выведенная 100 лет назад в Китае.
Кстати, овца, за которую ее владельцу и сегодня предлагают 2 млн. 200 тысяч долларов по-прежнему живет в китайском уезде Янгигисар.
Раньше овец Долан разводили ради шерсти и мяса. Теперь они считаются декоративными, но популяция оценивается всего в 1000 особей.
Основные отличительные особенности породы: длинные ноги, вытянутый изогнутый нос, форма хвоста и широкие обвисшие уши. Причем чем длиннее уши, тем больше цена.
Кстати, размер и вес всех домашних овец сильно различается в зависимости от породы. Скорость роста и масса взрослого животного во многом зависят и от наследственности.
Рекордный вес барана (саффолкской породы) почти 247 с половиной кг.
Все овцы обладают хорошим слухом и чувствительны к внезапному шуму. Важна для этих животных и зрительная коммуникация: овцы постоянно поддерживают визуальный контакт друг с другом. Каждая особь время от времени поднимает голову, чтобы проверить местонахождение остальных овец, а изолированные от стада овцы проявляют признаки стресса. Правда, если такую овцу подвести к зеркалу, уровень стресса снижается.
Интересно и то, что боковое расположение глаз и горизонтально-вытянутые зрачки увеличивают угол обзора до 300°. Это позволяет животным смотреть назад, не поворачивая головы.
Однако пространственное зрение у овец развито недостаточно, поэтому парнокопытные сторонятся затемнённых участков и предпочитают открытые, хорошо освещённые пространства. Некоторые ученые считают, что овцы различают цвета, в том числе чёрный, красный, коричневый, зелёный, жёлтый и белый.
Оказалось также, что овцы предпочитают сладкие и кислые растения.
Звуки, которые издает домашняя овца, можно разделить на блеянье, хрюканье, рокот и фырканье. Блеянье каждой особи индивидуально. Это помогает членам стада распознавать друг друга. Новорожденные ягнята громко блеют, обращаясь к матери, но уже через несколько недель этот эффект сходит на нет.
Блеянье может также означать сигнал тревоги, разочарования или нетерпения. Как правило, овцы не блеют от боли, но блеют, оказавшись в изоляции.
Беременные самки во время родов издают звуки, напоминающие хрюканье. Фырканье может означать предупреждение или агрессию, но может быть и проявлением тревоги и реакцией на неожиданность.
Определить домашняя овца или дикая можно по волнистости и цвету шерсти. У домашних она длинная и кучерявая, у диких — прямая, а хвост всегда короткий. Продолжительность жизни здоровой особи от 10 до 12 лет.
Гласные звуки
Ноя 16
Гласные звуки
Ответы к стр. 39 – 48
Упражнение 82, с. 39
82. Прочитайте. Объясните смысл пословицы.
Н е б у д е т ск у к и , к о л и з а н я т ы р у к и .
- Подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки.
Смысл пословицы: тебе некогда будет скучать, если будешь занят делом.
Упражнение 83, с. 39
83. Прочитайте. Впишите пропущенные буквы и числа.
В русском языке гласных звуков 6.
Звуки можно обозначить так: [а], [о], [у], [и], [ы], [э].
В русском языке 10 букв, обозначающих гласные звуки:
а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю,я.
Упражнение 84, с. 39
84. Рассмотрите рисунки. Подпишите под рисунками названия предметов.
Яблоко, арбуз , лимон.
- Подчеркните слово, которое начинается с гласного звука.
Упражнение 85, с. 40
85. Произнесите слова. Послушайте их звучание.
1. Клён, мост, лён: [о].
2. Мел, кекс, эх: [э].
3. Крюк, куст, трюм: [у].
4. Мяч, сад, ряд: [а].
- Какой гласный звук вы услышали в словах каждой группы слов? Укажите эти звуки в квадратных скобках.
Упражнение 86, с. 40
86. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
я, а, о, ё
Шля́па, лётчик, кáрта, моря́к, пóле.
Ёжик, óслик, я́стреб, áист.
Упражнение 87, с. 40
87. Прочитайте. Нарисуйте к стихотворению картинку.
Я сегодн я нарису ю
Зиму, снежну ю таку ю .
Лес, дорога –
Всё в снегу.
Чёрный ворон на стогу.
- Объясните написание выделенных букв.
- Подчеркните в словах буквы, которыми обозначены звуки [й’а] и [й’у]
Упражнение 88, с. 41
88. Прочитайте. Какое правило вам напомнило это стихотворение? Запишите выделенные слова без скобок.
Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Как писать гора, трава
И слова моря, дела?
Чтобы не было сомненья,
Ставим звук под ударенье.
Гóры, трáвы, мóре, дéло!
Вот теперь напишем смело!
Правило о правописании слов с безударным гласным звуком в корне.
Г о рá, тр а вá, м о ря́, д е лá.
Упражнение 89, с. 41
89. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Вставьте пропущенные буквы.
и, а, о, е
рекá – рéчка бéрег – б е регá
м о ря́к – мóре п и сьмó – пи́сьма
дождь – д о жди́ грач – гр а чи́
стр и жи́ – стриж нóжик – н о жи́
- Подчеркните в каждой паре слов проверочное слово.
- Соедините линией одинаковые буквы, обозначающие гласные гласные звуки в корне проверочного и проверяемого слов.
Упражнение 90, с. 42
90. Прочитайте. Подберите к каждому слову проверочное. Вставьте пропущенные буквы.
щ ё ки – щ е кá м я ч – м я чи́
з ё рна – з е рнó л и ст – л и сты́
с ё стры – с е стрá шк а ф – шк а фы́
зв ё зды – зв е здá хл е б – хл е бá
- Запишите по образцу. Соедините дугой одинаковые гласные в корне проверочного и проверяемого слов.
Упражнение 91, с. 42
91. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Подберите к каждому слову проверочное. Вставьте пропущенные буквы.
(в е твь) в е тви́стый (кр и к) кр и кли́вый
(гл а з) гл а знóй (с ó сны) с о снóвый
(х ó лод) х о лóдный (в ó здух) в о здýшный
(в é чер) в е чéрний (д а ль) д а лёкий
- Запишите по образцу. На какой вопрос отвечают проверочные слова? проверяемые слова?
Проверочные слова отвечают на вопрос что? Проверяемые – какой?
Упражнение 92, с. 43
92. Прочитайте. Распространите каждое предложение подходящим по смыслу словом из упр. 91. Впишите эти слова.
Дул холодный ветер .
Шумел сосновый лес .
Летел воздушный шар .
- Подчеркните в предложениях главные члены.
Упражнение 93, с. 43
93. Прочитайте выразительно.
Над рекой – Береги его,
родной уголок, не гаси,
А в окне – От него светлей
золотой огонёк. на Руси.
- О чём самом главном хотел сказать автор?
Автор говорит о том, что каждый должен беречь свою семью, своих родных, родные места. От этого станет мир лучше и светлей.
- Объясните написание выделенных орфограмм.
Проверяемый безударный гласный в корне слова: р е кой (р é ки), р о дной (р ó дненький), о кне ( ó кна), з о лотой (з ó лото), бер е ги (бер é чь), св е тлей (св е т). Подбираем проверочное слово так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.
Непроверяемый безударный гласный в корне слова: зол о той. Надо запомнить.
Имя собственное: (на) Р уси. Пишем с заглавной буквы.
- Спишите стихотворение.
Упражнение 94, с. 44
94. Прочитайте. Подберите к каждому слову однокоренное проверочное. Вставьте пропущенные буквы.
(пли́тка) плитá (сáдик) сады́
(гóрка) горá (хóлмик) холмы́
(свéчка) свечá (двóрик) дворы́
(спинкá) спинá (цвéтик) цветы́
- Запишите по образцу.
Упражнение 95, с. 44
95. Прочитайте.
1. Осенью над рекой туман. 2. На скале стоял горный козёл. 3. На дворе играют котята. 4. Лесник охраняет наши леса. 5. В норе живёт лиса.
- Выполните одно из заданий:
а) подчеркните в словах любого предложения изученные орфограммы;
Л е сни́к охр а ня́ет на ши л е сá.
б) выпишите из предложений три слова с безударным гласным в корне. Перед каждым словом запишите проверочное.
(Р é ки) р е кóй, (ск á лы) (на) ск а лé, (к ó злик) к о зёл, (л е с) л е сни́к.
Упражнение 96, с. 45
96. Прочитайте. Объясните отгадку к загадке. Обозначьте в словах ударение.
Бежит свинка, золотая спинка,
Носочек стальной, хвосточек льняной.
Сквозь полотнó проходит,
Конец себе находит.
Отгадка: иголка с ниткой. Иголка стальная, нитка льняная, игла проходит сквозь ткань, пока нитка не заканчивается.
- Выпишите из загадки три слова с проверяемым безударным гласным звуком в корне, перед каждым словом запишите проверочное.
(Нос) носóчек, (хвост) хвостóчек, (зóлото) золотáя, (сталь) стальнóй.
Упражнение 97, с. 45
97. Прочитайте. Обозначьте ударение.
что делает? хвáлит – что делать? хв а ли́ть
что делает? кóрмит – что делать? к о рми́ть
что cделает? сп и́ шет – что сделать?сп и сáть
что делает? дéржит – что делать? д е ржáть
что делает? лéчит – что делать? лечи́ть
что делает? смóтрит – что делать? смотрéть
что cделает? скáжет – что сделать? сказáть
что делает? дáрит – что делать? д а ри́ть
- Впишите в слова пропущенные буквы в ударных слогах, затем в безударных. Соедините линией буквы, обозначающие гласные звуки, в ударном и безударном слогах в каждой паре слов.
- Поставьте вопрос к каждому слову. Подчеркните слова, которые отвечают на вопрос что делает?
Упражнение 98, с 46
98. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Вставьте пропущенные буквы.
и, е, о, я, а
Ш и рóкие п о ля́, л е снáя тр о пá, ст а льнóе к о льцó, м о рскáя в о лнá, гр а чи́ное гн е здó, п о левóй цв е тóк, с о снóвые л е сá, цв е тнóй к о вёр, я дови́тые гр и бы́.
- Составьте предложение с одним из словосочетаний. Запишите его.
Берегите сосновые леса!
Упражнение 99, с. 46
99. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте текст и запишите заголовок.
На рассвете прокр и ч а л петух . Надя проснулась. Дев о чка посм о трела в о кно. По улице д е ревни шёл пастушóк. Мальч и к и грал на дудочке. За ним шли к о ровы. На лугу их ждёт сочная тр а ва, а на оз е ре – х о лодная в о дичка.
- Подчеркните в первом предложении главные члены.
Упражнение 100, с. 47
100. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Впишите пропущенные буквы.
О? А? | Е? И? |
п о ля́нка (п ó ле), м а лыши́ (м á ленький), д а лекó (д а ль), пл о щáдка (пл ó щадь), к о лéчко (к ó льца), тр а ви́нка (тр á вы), скв о рéц (скв ó рушка), п о лéзный (п ó льза) | см е льчáк (см é лый), ш и ринá (ш и́ ре), д е рéвья (д é рево), в е рши́на (в é рхний), л и нéйка (л и́ ния), с е менá (с é мечко), с и лáч (с и́ ла), см е шнóй (см е х) |
- Докажите, что вы правильно выполнили задание.
Упражнение 101, с. 47
101. Прочитайте. Отгадайте загадки. Впишите пропущенные буквы и слова-отгадки.
Клейкие почки, з е лёные л и сточки.
С белой к о рой ст о ит над г о рой.
Никто не пугает, а вся дрожит.
Упражнение 102, с. 47
102. Прочитайте. Подберите к каждому слову синоним (слово, близкое по значению). Запишите его.
дети – ребята
школьник – ученик
путь – дорога
узор – рисунок
Упражнение 103, с. 48
103. Прочитайте пары однокоренных слов. Вставьте пропущенные буквы.
р и с/ýнок – р и с/овáть (надо запомнить)
р о с/á- р о с/и́нка (р ó сы)
св и ст/óк – св и ст/éть (св и ст/)
сн е ги́р/ь – сн е гир/ёк (сн е г)
с о р/и́нка – с о р/и́ть (с о р/)
сáх а р/ – сáх а р/ница (надо запомнить)
вéт е р/ – вет е р/óк (надо запомнить)
п о гóд/а – п о гóд/ка (надо запомнить)
- В каких словах написание пропущенных букв надо запомнить, а в каких можно проверить? Подберите к ним проверочные слова.
- Выделите корень в однокоренных словах.
Упражнение 104, с. 48
104. Прочитайте. Впишите в предложения пропущенные буквы и слова.
1. На ябл о не растут ябл о ки. 2. Гвоздь забивают м о л о тком. 3. Квакает л я гушка, в о рона каркает, а с о бака лает. 4. На л е сной п о лянке созрела з е мл я ника. 5. М а лина – ягодный кустарник. С е нтябрь – осенний месяц.
200 скороговорок для развития дикции
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Вот 200 труднопроизносимых скороговорок, которые сделают вашу речь четче и красивее. Проверено редакцией AdMe.ru.
- Интервьюер интервента интервьюировал.
- Жили-были три китайца: Як, Як-цедрак, Як-цедрак-цедрак-цедрони.
Жили-были три китайки: Цыпа, Цыпа-дрыпа, Цыпа-дрыпа-дрымпампони.
Все они переженились: Як на Цыпе, Як-цедрак на Цыпе-дрыпе,
Як-цедрак-цедрак-цедрони на Цыпе-дрыпе-дрымпампони.
И у них родились дети. У Яка с Цыпой — Шах, у Яка-цедрака с Цыпой-дрыпой — Шах-шарах, у Яка-цедрака-цедрака-цедрони с Цыпой-дрыпой-дрымпампони — Шах-шарах-шарах-широни. - Расскажите про покупки! — Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои. - Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
- Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
Но, заскороговорившись, выскороговорил,
Что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь. - И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.
- Карл у Клары украл рекламу, а Клара у Карла украла бюджет.
- У рекламы ухватов — швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
- Мерчендайзеры соврали — сорван сэмплинг самоваров!
- Ядро потребителей пиастров — пираты, а пиратов — пираньи.
- Полосу про паласы заменили двумя полуполосами про пылесосы.
- Невелик на ситиборде бодибилдера бицепс.
- Скреативлен креатив не по-креативному, нужно перекреативить!
- Брейншторм: гам, гром, ор ртов, пир рифм, вдруг — бум! Блеск!
- Выборка по уборщицам на роллс-ройсах нерепрезентативна.
- Пакет под попкорн.
- Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.
- В Каннах львы только ленивым венки не вили.
- В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
- Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
- Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
- Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
- Работники предприятие приватизировали-приватизировали, да не выприватизировали.
- Сиреневенькая зубовыковыривательница.
- Флюорографист флюорографировал флюорографистку.
- Я — вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.
- Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
- Это колониализм? — Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
- Волховал волхв в хлеву с волхвами.
- Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
- На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора!
- Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
- Павел Павлушку пеленовал-пеленовал и распелёновывал.
- Рапортовал, да не дорапортовал; дорапортовал, да зарапортовался.
- Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
- У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
- У Сени и Сани в сенях сом с усами.
- У осы не усы, не усища, а усики.
- Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все — в сугроб.
- Осип охрип, Архип осип.
- Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
- Сачок зацепился за сучок.
- По семеро в сани уселись сами.
- Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
- Свиристель свиристит свирелью.
- Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.
- Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
- Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
- Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
- Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.
- Четверть четверика гороха без червоточинки.
- Инцидент с интендантом.
- Прецедент с претендентом.
- Константин констатировал.
- Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовавшегося Николку.
- Ценит цеп косец по косовице.
- Косарь Касьян косой косит косо. Не скосит косарь Касьян покоса.
- У ежа — ежата, у ужа — ужата.
- Жутко жуку жить на суку.
- Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
- Течет речка, печет печка.
- Щипцы да клещи — вот наши вещи.
- Тщетно тщится щука ущемить леща.
- Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.
- Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
- Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа Вытрись суше. Шею суше, суше уши — и не пачкай больше уши.
- Около колодца кольцо не найдется.
- Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
- Разнервничавшегося конституционалиста Пропроколокропенко нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.
- Яшма в замше замшела.
- Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке.
- В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
- Самшит, самшит, как ты крепко сшит.
- Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.
- Ест Федька с водкой редьку.
- Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап! - Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
- Брит Клим-брат, брит Игнат-брат, а брат Панкрат бородат.
- К Габсбургам из Страсбурга.
- Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила, мыло Мила уронила. - Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
- У елки иголки колки.
- В один клин, Клим, колоти.
- Говорил командир при полковнике про подпоручицу,
А при подполковнице про подпрапорщицу промолчал. - Турка курит трубку, курка клюет крупку.
Не кури, турка, трубку; не клюй, курка, крупку. - Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.
- Водовоз вез воду из-под водопровода.
- Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.
- Подал грабли крабу краб.
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
- У осы не усы и не усища, а усики.
- Ткёт ткач ткани на платки Тане.
- Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
- Забыл Панкрат Кондратьевич домкрат,
А без домкрату ну не поднять на тракте трактор. - Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.
- Рододендроны из дендрария.
- Сорока со скоросоковыжималкой.
- На горе Арарат рвала Варвара виноград.
- На дворе-подворье погода размокропогодилась.
- Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовавшегося Николку.
- Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принес на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы. - Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я.
- Когда-то галок поп пугая,
В кустах заметил попугая,
И говорит тут попугай:
«Пугать ты галок, поп, пугай.
Но, только галок, поп, пугая,
Не смей пугать ты попугая! - Королева кавалеру подарила каравеллу.
- На мели мы налима лениво ловили,
Меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили
И в туманы лимана манили меня. - На холме кули, поднимусь на холм и куль поставлю.
- Невелик бицепс у эксгибициониста.
- Недопереквалифицировавшийся.
- Работники предприятие приватизировали-приватизировали, да не выприватизировали.
- Саша шапкой шишку сшиб.
- Футляр для дрели.
- Столы белодубовые гладкотесовыструганные.
- Сняли с Надежды цветные одежды,
Без одежд Надежда не манит, как прежде. - Сшит колпак, да не по-колпаковски,
вылит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать. - Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж от ужаса стал уже –
ужа ужица съест на ужин
и скажет: (начинай сначала). - Флюорографист флюорографировал флюорографистку.
- На шишкосушильную фабрику требуется шишкосушильщик для работы на шишкосушильном аппарате. Шишкосушильщик должен иметь опыт шишкосушения на шишкосушильном аппарате с использованием шишкосушильной технологии качественного шишкосушения. Он также должен отличать аппарат шишкосушения от нешишкосушения, ремонтировать шишкосушильный аппарат, отличать шишки, пригодные для шишкосушения, от негодных для шишкосушения, отличать шишки недошишкосушенные от перешишкосушенных, за каждую недошишкосушенную или перешишкосушенную шишку шишкосушильщик получит шишкосушилкой по голове.
После шишкосбора все шишкособранные шишки, пригодные для шишкосушения, отправляются на шишкосушильную фабрику на шишковозе. Шишковоз при помощи шишкосвального аппарата сваливает шишки в шишкосортировочный отдел. Шишкосортировщики с использованием шишкосортировочной машины шишкосортируют шишки, пригодные для шишкосушения, от непригодных для шишкосушения. Шишки, пригодные для шишкосушения, поступают в шишкошлифовальный отдел. В шишкошлифовальном отделе шишкошлифовщики на шишкошлифовальных аппаратах шишкошлифуют шишки от нешишкосушительных шишкоотростков. Шишки, прошедшие шишкошлифование, попадают в шишкодробительный отдел. Шишкодробильщики на шишкодробилках дробят шишки до шишкодробильного состояния, выбрасывая нешишкодробные шишки на шишкосвалку, где шишкосвальщики сжигают нешишкодробные шишки в шишкопечи. Шишкодробные шишки высушиваются в шишкосушилках.
Конь — копытом коваля,
Коваль — кнутом коня.
Молоко болтала-болтала,
Да не выболтала.
Увидала мать — не велела мять.
Вы мило молили
И в туманы лимана
Манили меня?
Кликнула к себе Николку.
Что пуговка оловца.
Да сала Славе мало.
Кому муку молол,
Кому не молол?
У Фили пили,
Да Филю ж побили.
Молоко взболтал,
Да не выболтал.
Мылилась мылом,
Намылилась, смыла —
Так мылилась Мила.
Колпак на попе,
Копна под попом,
Поп под колпаком.
Димку дед дудой задел.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.
Два дровокола отточили топоры,
Топоры остры-то до поры,
До поры остры топоры, до времени.
Водит деток около клеток.
— Как погода, еж?
— Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съежась, два ежа.
Погода размокропогодилась.
Да без седла и узды, без подпруги и удил.
А внизу похожие на маленьких ежат
Шишки прошлогодние на траве лежат.
Пуст молодец молодцу скажет,
Пусть молодец теленка привяжет.
Не дуй губ на дуб.
И, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
Еж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.
Ушли в камыши — и во ржи не души.
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж от ужаса стал уже –
ужа ужица съест на ужин.
Новых дюжину пижам.
Прежние пижамы
Исколоты ежами.
Добрый дятел дубу люб.
Всех баранов перебелокрылил.
Пекарь из теста испек спозаранку.
Бобры для бобрят добры.
Вместо арбуза не просите брюквы.
Цифру всегда отличите от буквы
И различите ли ясень и бук вы?
Будет бабке боб в борщ.
Полкринки кислого молока.
Варежки и валенки.
o Георгии Григорьевиче.
А Валюшка — ватрушку.
Бросили бананы забавной обезьяне.
На меду медовик, а мне не до медовика.
Про подполковника и подполковницу.
Про поручика и про поручицу,
Про подпоручика и подпоручицу,
Про прапорщика и про прапорщицу,
Про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Домашние животные»
Марина Лобастова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Домашние животные»
Задачи:
– уточнить и расширить словарный запас по данной теме;
– закрепить понятие «слово, обозначающее живой предмет»;
– упражнять в употреблении существительных с суффиксами: -ёнок, -ат, -ят;
– формировать у детей навык составления небольших рассказов по серии сюжетных картинок и с опорой на план;
– устранять аграмматичное употребление слов и предложений;
– развивать и совершенствовать графические навыки, пространственное восприятие, артикуляционную моторику, координацию речи с движением, память, мышление;
– воспитывать интерес к домашним животным, вызвать желание заботиться о них.
Оборудование: листы в клетку на каждого ребёнка, простые карандаши и
индивидуальные зеркала по количеству детей, презентация, мяч.
Ход НОД
1. Организационный момент. Психогимнастика. (слайд 1-пустой)
– Обычно, видя солнце, люди невольно улыбаются ему. Вот уже улыбки засияли и на ваших лицах. Улыбнитесь себе! Улыбнитесь всем и всему, что окружает нас. Чем чаще вы будете улыбаться, тем светлее, чище, радостнее и приятнее будет всем, кто находится рядом с вами.
2. Основная часть.
Введение в тему. Графический диктант.
Дети выполняют графический диктант от опорной точки.
Логопед. 2 клетки вверх, 4 клетки вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо, 4клетки вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 5 клеток влево, 3 клетки вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 3 клетки влево, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 5 клеток вниз, 1 клетка вправо. (Получается собака.)
Логопед. Собака – это кто? (Собака – это домашнее животные.) Почему я спросила «кто?», а не «что?»? (Собака – это живой предмет.)
– Сегодня мы будем говорить о домашних животных.
– Каких домашних животных вы ещё знаете? (Я знаю кошку. И т. д.)
– Почему их называют домашними животными? (Их называют домашними, потому что их приручил человек.)
– Как за домашними животными ухаживает человек? (Человек домашних животных кормит, поит, чистит, моет, лечит.)
– Какую пользу приносят человеку домашние животные? (Собака – сторожит дом. Корова – даёт молоко. Кошка – ловит мышей. Овца – даёт шерсть. Свинья – даёт мясо. Коза – молоко и пух.)
Артикуляционная гимнастика «Наши домашние животные»
1. «Кошка лакает молоко» – кончик широкого языка поднимаем вверх и заводим в глубь рта; совершаем глотательное движение (6 раз).
2. «Собачка грызёт косточку» – слегка покусываем кончик языка (6 раз).
3. «Лошадка цокает копытцем» – щёлкать язычком с широко открытым ртом. При этом нижняя челюсть остаётся неподвижной (10 раз).
4. «Корова жуёт травку» – имитация пережёвывания пищи с закрытым ртом.
5. «Свинья чавкает во время еды» – имитация пережёвывания пищи с открытым ртом.
6. «Коза бодается» – напряжённый язык совершает толкательные движения то в левую, то в правую щеку (10 раз).
Гимнастика для мышц шеи «Козлик».
Стоит козлик у дома.
Поднимать и опускать голову, руки, согнутые в локтях, перед грудью, кисти опущены вниз, пальцы соединены вместе.
Хорошо в высоком доме.
Качать головой вправо-влево, положение рук то же.
Подойди-ка ты ко мне.
Поднимать и опускать голову, делая призывные движения руками.
Качать головой вправо-влево, грозя пальцем.
Не ставь копытца на комод.
Работа с картинным материалом «День рождения у козы». (пробел)
– Кто пришёл к козе на День рождения? (На День рождения к козе пришла лошадь. … собака. … корова. … кошка.)
– Что каждому она приготовила? (Для собаки – кость. Для лошади – овёс. Для коровы – свежую травку. Для кошки – любимую рыбку.)
– И о себе побеспокоилась?
– Все поели и ушли довольными.
Примерный образец рассказа:
«У козы День рождения. Пригласила она в гости своих друзей. Для всех приготовила угощение. Лошади подала овёс, собаке – косточку, корове – свежую травку, а кошке – ее любимую рыбку. Угощались гости, благодарили заботливую хозяйку».
Игра «Назови детёныша (ей) животных. (слайды 2-8)
Папа – кот, мама – кошка, а детёнышей как называют – … котята, а про одного как скажем – … котёнок. Аналогично:
Козёл, коза – … козлята, козлёнок.
Кролик, крольчиха – … крольчата, крольчонок.
Пёс, собака – … щенята, щенок.
Баран, овца – … ягнята, ягнёнок.
Бык, корова – … телята, телёнок.
Конь, лошадь – … жеребята, жеребёнок.
Кабан, свинья – … поросята, поросёнок.
Работа с картинным материалом «У свиньи День рождения».(слайд 9)
– Наступил День рождения у свиньи.
– Кого она пригласила? (Она пригласила корову, лошадь, кошку и собаку.)
– Какое угощение приготовила каждому? (Корове – косточку с мясом. Лошади – рыбу. Собаке – траву. Кошке – овёс.)
– Все отвернулись от стола и стали расходиться.
– Что неправильно сделала свинья?
– Как должна была поступить свинья?
Вывод. Если приглашаешь ты гостей, узнай, что они любят.
Примерный образец рассказа:
«Наступил День рождения у свиньи. Пригласила она своих соседей: корову, лошадь, кошку и собаку. Для всех приготовила угощение: корове положила косточку с мясом, лошади дала рыбу, собаке – траву, а кошку угостила овсом. Усадила свинья своих гостей за стол и стала с удовольствием есть свои любимы жёлуди. Ест свинья и не замечает, что недовольные гости стали расходиться».
Игра с мячом «Кто как голос подаёт?». (слайд 10-пустой)
3. Заключительная часть.
Стихотворное упражнение для развития причинного мышления и речи.
Своего щенка Андрюша покормить не захотел.
К вечеру щенок Андрюшин загрустил и заболел.
Мальчик очень огорчился, он щеночка пожалел:
Накормил его сметаной, и щенок повеселел.
– Почему щенок заболел?
– Почему мальчик огорчился?
– Как надо ухаживать за животными?
Логопед. Вот и закончилось занятие. Вспомним, о ком сегодня говорили? Что делали?
Прикреплённые файлы:
prezentacija-1_0u1re.pptx | 2733,66 Кб |
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по продуктивной деятельности. Аппликация на тему «Домашние животные» Цель: Создание условий для развития коммуникативных навыков и творческих способностей посредством организации продуктивной деятельности.
НОД №1 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Тема «Дикие животные» Задачи: Образовательные: -формировать практические умения и навыки грамматически правильной речи; -закреплять в речи детей обобщающее понятие.
НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Тема «Мебель» Задачи: -формировать практические умения и навыки грамматически правильной речи; -закрепить в речи детей обобщающее понятие «мебель»; -расширять.
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Зимние виды спорта» Задачи: -формировать представления детей о зимних видах спорта, о необходимых спортивных принадлежностях; -уточнять и активизировать качественный.
НОД №2 для детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста. Тема «Зима» Задачи: Образовательные: -совершенствовать навык рассказывания по теме; -формировать практические умения и навыки грамматически правильной.
НОД №2 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Тема «Дикие животные» НОД 2 Задачи: Образовательные: -расширять и закреплять знания детей о диких животных. Коррекционно-развивающие: -учить логически последовательно.
НОД №2 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Тема «Посуда» Задачи: -продолжать расширять представления детей о посуде; -учить составлять сложноподчинённые предложения со словами “для того, чтобы”;.
НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Птицы» Задачи: Образовательные: -формировать практические умения и навыки грамматически правильной речи; -закреплять в речи детей обобщающие понятия:.
НОД №2 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Тема «Весна» Задачи: – закрепить представления детей о весенних изменениях в природе; – систематизировать словарный запас по данной теме; – упражнять.
НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Посуда» Задачи: -расширить и углубить представления детей о посуде: истории происхождения, из какого материала изготавливается; -учить образовывать.