Земляника любит расти на лесной вырубке

Добрые советы

Знаете ли вы ягодные адреса?

Земляника любит расти там, где светло: по лесным опушкам, пригоркам и вырубкам. Пошарь между пнями в траве и найдешь похожую на алую капельку ароматную продолговатую ягодку. Время сбора – конец июня – июль.

Черника – обычная ягода сырого елового бора. Приходи за ней в июне – августе.

Брусника растет в еловом или сосновом бору, только земля в брусничном бору суше, чем в черничном. Брусника ждет тебя в конце августа – сентябре.

Черную смородину найдешь по берегам рек и ручейков, в сырых местах между кустарниками. Поспевает в конце июля – августе.

Малина любит самую лучшую землю и заселяет гари, валежник, забирается в овраги и на вырубки. Она приглашает тебя к себе в гости в августе, когда поспевает рожь.

Костяника любит полутемный смешанный и лиственный лес. Приходи за ней в июле – августе.

Черемуха растет по берегам вод, лесным опушкам, лесным проталинам и даже на песках. Красавица-черемуха одарит вас своими ароматно вкусными ягодами в августе – сентябре.

Рябина распространена в лесах повсеместно. Плоды созревают в сентябре, висят на дереве до глубокой зимы. За рябиной можете сходить на лыжах в декабре, тогда она приобретает особый вкус.

Калину ищите на влажных местах среди крупных лесов, по вырубкам, в оврагах, по берегам рек и ручьев. Приглашает к себе в гости в конце августа – сентябре, вкус и запах приобретает после морозов.

Клюква любит болото, где хозяин зеленый мох-сфагнум. Он все болото заполнил, все деревца, все кустики, а вот с клюквой справиться не может. За клюквой ходят в ноябре и марте, когда болото замерзает.

Лес щедр, но его можно ограбить, если брать ягоды, вырывая при этом кусты и корни. Лес будет снабжать вас своими дарами каждый год, если бережно брать у него ягоды, грибы, травы, соблюдая правила сбора и охраняя его богатства.

О живых барометрах

Знаете ли вы, как насекомые предсказывают погоду?

Тело насекомых покрыто различными волосками, которые при изменении влажности в атмосфере собирают на своей поверхности влагу, стремясь избавиться от сырости, они спускаются ниже, где сухой воздух. За насекомыми спускаются птицы, так, замечая поведение животных, люди составили народные приметы.

В солнечную сухую погоду ласточки и стрижи летают высоко, а к ненастью спускаются ниже.

Лягушки и рыбы лакомятся насекомыми, к дождливой погоде лягушки прыгают на берег и квакают днем, а рыбы выпрыгивают из воды.

Настоящим бюро погоды может быть пасека. Если пчелы из улья не вылетают, сидят в них и гудят, через 6-8 часов будет дождь. Если летят в улей утром или днем, жди сильного ветра и дождя. Если не вылетают из улья утром, хорошая погода продлится сутки, поздний вылет – признак плохой погоды.

Перед холодной зимой пчелы оставляют маленький леток, перед теплой – оставляют открытым.

Муравьи перед дождем, грозой или сильным ветром прячутся в гнезда.

“Знают” они и какая будет зима. Чем больше кучи, тем суровее зима.

Мухи и комары тоже отличные синоптики. Перед дождем мухи и комары прячутся. Если допоздна поет зеленый кузнечик, значит, день будет сухим и солнечным.

Если на пнях ярко светят светлячки – завтра будет хороший солнечный день.

Жуки-навозники выползают из нор и летают низко – будет хорошая солнечная погода.

Если бабочка-крапивница прячется под листочком или потолком, сложив крылья листочком, через 2 часа жди грозу.

Как по цветам предсказать погоду в лесу?

Оказывается, есть растения-барометры. Жимолость предсказывает погоду. Если жимолость дарит вам сильный аромат, значит, будет ненастье. В сухую погоду цветы жимолости не пахнут. Цветы акации перед дождем выделяют много нектара и над ней кружатся пчелы. Вьюнок перед ненастьем закрывает цветы, предохраняя пыльцу от сырости. Одуванчик перед дождем складывает пушистый шарик. Клевер перед ненастьем поникает, сгибает стебельки.

Как определить время без часов?

Многие растения раскрывают свои венчики в строго определенное время, словно по невидимому сигналу, в каждой местности по своему, в зависимости от широты и долготы. Шиповник расцветает в 4-5 часов, мак цветет с 5 часов до 15 часов, одуванчик – с 5-6 часов до 14-16 часов, лен – с 6-7 часов до 14-15, картофель- с 6-7 до 14-15 часов, кислица – с 9-10 до 17-18 часов, мать-и-мачеха – с 9-10 до 17-18 часов, смолевка – с 9 часов до 20-21 часа, ноготки с 9 до 15-16 часов, табак душистый раскрывает цветы в 20 часов, ночная фиалка – в 21 час.

Оказывается.

На земном шаре встречается 4 вида кедра: атласский, растущий в горах Алжира и Марокко, ливанский, коротколистный, растущий на острове Кипр, и гималайский.

Это величественные деревья высотой от 12 до 50 метров, с очень ценной древесиной.

Неправильно говорят “кедр сибирский”. В Советском Союзе растет сибирская сосна, которая дает вкусные орешки, называемые кедровыми. Семена настоящих кедров не съедобны.

Растения и символы

У многих народов растения, в том числе и деревья, имеют свою символику.

Вот что символизируют отдельные деревья:

Ель исстари считается символом траура. Использование елок для траурных украшений является, с одной стороны, заменой существовавшего в античном мире употреблять при похоронных церемониях зелень кипариса, а с другой – отражают старинные воззрения на ель, как на дерево, создающее своими густыми ветками темноту и мрак.

Сосна в древние времена использовалась для костров, на которых сжигались покойники. Сосновые шишки в античном мире служили как навершия для жезлов Вакха, употребляемых участниками праздников по случаю сбора винограда. В поздние времена шишки хвойных использовали в прикладном искусстве.

У народов Малой Азии сосновые шишки – символ плодородия. В Японии сосну считают символом долголетия, а сосну, покрытую снегом, – олицетворением счастливой старости.

Кедр ливанский исстари признают символом долголетия, пряности, постоянства и твердости.

Наша сибирская сосна у народов Сибири считается символом лесного плодородия, обилия орехов и других даров леса.

Дуб за свое долголетие и красивую древесину признан символом силы и славы. Лица, совершившие подвиг, в античное время награждались дубовым венком. Под кронами вековых дубов древние славяне и другие народы совещались и принимали важные решения. Дубовые ветки и листву считают символом почета и в наше время.

Калина считается символом красоты и любви. Ярко-красный цвет ягод символизирует девичью красоту. Калина символизирует скромность, робость и невинность, требующие особой защиты.

Ясень в античном мире признавали символом войны и наказания. Дерево приобрело это символическое значение по причине того, что из него в старину делали копья.

Клен остролистный не имеет символического значения. Западный белый клен (явор) признавали символом грусти и разлуки.. В народных украшениях, песнях явор постоянно является свидетелем прощания матери с сыном, невесты с женихом, мужа с женой, уходившими в солдаты.

Осина у русского народа – символ горечи. В старину осине приписывали таинственную силу и часто осиновое полено клали при боли в ногах – в ноги, при головной – под голову. В кислую капусту, чтобы она не портилась, принято класть свежее осиновое полено или ветку.

Волжский класс

Боковая колонка

Рубрики

Видео

Книжная полка

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Февраль 2020

ПнВтСрЧтПтСбВс
« Янв
12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829

Части речи, с. 30 – 31

Ответы по русскому языку. 4 класс. Проверочные работы. Канакина В.П.

Части речи

Ответы к стр. 30 – 31

1. Прочитай. Вставь пропущенные запятые в сложном предложении. Отметь √ , какие части речи не использованы в данном стихотворении.

Небо низкое сереет ,
Солнце белое не греет ,
Под кору жучок залез .
Оголился хмурый лес.

имя числительное личное местоимение союз

• Подчеркни грамматическую основу в каждой части сложного предложения.

2. Прочитай. Найди и подчеркни в каждом ряду слов лишнее слово. Укажи над ним часть речи.

прил.
красота, смелость, честный , чувство
сущ.
считать, писать, решение , сочинять
мест.
по, над, перед, он , под, на, к
числ.
каменный, школьный, шестой , весёлый

3. Прочитай. Подчеркни слова, которые могут изменяться по падежам. Укажи над ними часть речи.

сущ. прил. сущ.
Земляника любит расти на лесной вырубке .

4. Прочитай вопросы. Ответ на каждый вопрос спрятан в выделенном слове. Напиши ответы на данные вопросы.

Какой хищник прячется в клевере?
Кто затаился в колосьях ?

гл.
Лев прячется в клевере.
гл.
Лось затаился в колосьях.

• Подчеркни в предложениях слова, которые могут изменяться по временам. Укажи над ними часть речи.

5. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Укажи над выделенными словами часть речи.

сущ. гл. прил.
Стою на б е регу, бер е гу подарок, д е журный врач,
сущ. сущ. гл.
д е журный по кла сс у, острая п и ла, п и ла м о л о ко.

6. Прочитай. Впиши в предложения рифмующиеся слова.

Бабочка над лютиком кружит.
прил.
Толстый шмель над клевером жужжит ,
Взять медку с него, наверно, хочет.
прил.
Дружный хор кузнечиков стрекочет .

• Подчеркни в предложениях слова, которые изменяются по родам в форме единственного числа. Укажи над ними часть речи.
• Разбери первое предложение по членам предложения и по частям речи.

сущ. пр. сущ. гл.
Бабочка над лютиком кружит .
–––––––––––––
кружит (над чем?) над лютиком

Проверочные работы по русскому языку (диктанты) (4 класс)

1. Диктант № 1 по разделу «Простое предложение с однородными членами»

Ты пришёл в лес за ягодами? Кто подскажет тебе их адреса? Адрес земляники у лесных пней спрашивай. Земляника растёт по лесным опушкам, пригоркам и вырубкам.

Адрес черники узнай у лохматых елей. Черника – ягода елового бора, сосновых лесов. Бруснику встретишь в сосновом бору.

Малина обильно заселяет лесные опушки, вырубки, овраги. Адрес клюквы – болото, хозяйничает там зелёный мох. Зрелая клюква похожа не на ягоды, а на красные бусинки.

Земляника поспевает в июне, черника, малина зреют в июле, а брусника в августе. Куст черники может жить 300 лет. Не вырывай с корнем кустики!

(По Н. Надеждиной)

2. Диктант № 2 по разделу « Сложное предложение с союзами и, а, но»

Прошло тёплое лето. Идёт ненастная, дождливая осень. Перелётные птицы собираются в дальний путь. Первые поднимают тревогу ласточки. Они чувствуют близость холодной осени. Ранний отлёт этих птичек предвещает раннюю зиму. Потом за ними летят стаи журавлей, уток, гусей и других перелётных птиц. С громким криком то косяком, то цепочкой улетают в тёплые страны наши дорогие друзья! Весной возвращайтесь в наши леса, а мы будем вас ждать!

1. Синтаксический разбор второго предложения

2. Морфемный разбор слов: отлёт, птичек

3. Фонетический разбор слов: утро (путь)

3. Диктант № 3 по разделу «Синтаксис и пунктуация»

Хорошо поработала осень, разукрасила всё вокруг. Под каждым деревом лежат жёлтые, багровые, бурые листья. Солнце не греет, но светит очень ярко. В его лучах разноцветными алмазами блестят дождевые капли на траве. Какая красота в лесу!

Небо чистое и очень синее. По небу медленно плывут белые облака. Воздух свеж и прозрачен.

На краю леса в золотом уборе стоят берёзы и клёны. Издалека виден яркий куст дикой смородины. Он оделся не в жёлтый, а в красный наряд. До чего же хороши краски ранней осени!

4. Диктант № 4 по разделу «Три склонения имён существительных. Правописание ь после шипящих на конце существительных»

Солнце уже садилось. Мы с дядей тронулись в путь. Дорога к реке шла через рожь. Всё в пути меня занимает. Вот пробежала мышь. Где – то слышится плач птицы. Так поёт сыч.

Вечер. Близится ночь. Кругом стоит полная тишь. Только не унимается дергач да камыш ведёт тихую беседу с рекой.

Начинаем удить. Сразу же попадается ёрш. Смотрю, а у дяди бьётся на леске огромный лещ. Про мелочь и говорить не приходится. Она попадается каждую минуту. Незаметно приходит полночь. Мы уходим в шалаш и там проводим остаток ночи.

5 . Диктант № 5 по теме «Имя существительное»

Наступила зима. Спят в своих норках ежи. Уснул до весны медведь в берлоге. Толстой корой покрыл мороз пруды, реки, озёра. Под водой тишина. Рыбы стоят на дне большими стаями. Их головы повёрнуты в одну сторону.

Место для зимовки рыбы находят осенью. Сом плавает летом в глубоких местах, ищет подходящую ямку. Он любит лежать в таких ямках. Днём он дремлет. Ночью выходит на охоту. Схватит маленькую рыбку, рака, лягушку. Зимой засыпает сом в своём убежище. Жизнь в подводном царстве затаилась до весны.

6. Диктант № 6 по теме «Имя прилагательное»

Застучала за окошком звонкая капель, потеплел воздух, потемнел и осел снег. Умчались зимние дни, только лёгкий морозец всё никак не соберётся побежать вслед за зимой. Ещё пытается он оп утрам напугать весну. В лесу пролегли от деревьев длинные весенние тени, а около стволов подымает уже из – под снега робкие стрелы зелёная трава.

Всё дышит весной. Вот скоро выбросят первые серёжки деревья. Прилетят грачи. Поплывут по реке первые льдины. А пока ещё лесной народ оставляет на снегу свои автографы.

Но не долгий бег зимы. Скоро весенние ручьи наполнят голубой лес весенним журчаньем.

(Из журнала «Юный натуралист»)

7. Диктант № 7 по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

С земли ещё не сошёл снег, а уже просится весна, земля холодна. Грязь со снегом хлюпает под ногами. Но как кругом всё весело, ласково! Воздух ясен и прозрачен. Солнце светит ярко. И лучи его купаются в лужах вместе с воробьями. Река надувается и темнеет. Она уже проснулась и скоро заревёт. Деревья голы, но уже живут, дышат.

В такое время хорошо гнать метлой или лопатой грязную воду в канавах, пускать по воде кораблики. Хорошо так же гонять голубей под самую высь, привязывать на деревьях скворечники.

Всё хорошо в это счастливое время года!

8. Диктант № 8 по теме «Глагол»

На десятки километров тянется пуща. Густые леса сменяются полями, болотами, лугами. В пуще встретишь различные виды зверей и птиц. И среди них знаменитый беловежский зубр.

В пуще много видов деревьев. Идёшь солнечным сосновым бором. Воздух пахнет сосновой и еловой хвоей. Вдруг среди мрачных елей мелькает белая берёзка. А вот круглая поляна. От солнца, цветов и бабочек поляна кажется яркой и весёлой.

В роще растут старые дубы. Есть гигантские сосновые ели, берёзы и клёны. Ходишь среди них и любуешься этими великанами. Сердце наполняется гордостью за родную природу.

(По Н. Деленковскому)

9. Итоговый контрольный диктант за 4 кл

Муравьёв называют лесными санитарами. Они поедают вредных гусениц. Их город называют муравейником. Жители одного муравейника за день съедают тысячи гусениц.

Муравьи тащат в муравейники стебельки, сухие палочки, веточки. В хорошую погоду они работают без отдыха до позднего вечера.

Муравьи рыхлят землю. От этого корни деревьев получают больше воздуха и влаги.

Ночью в ненастные дни муравьи прячутся в муравейник. Они закрывают все ходы и выходы.

Нельзя разрушать муравейник. От этого погибнет вся муравьиная семья. Тогда в лесу появится много вредных гусениц. Ребята, берегите муравейники!

–>1 “А” класс МОУ “Лицей №7” –>

–>

–> –>Категории раздела –>
–>

Мои файлы [73]

–>

–> –> –> –> –> –>

–> –>Меню сайта –>
–>
–>

–> –> –> –> –> –> –> –> –> –>

–> –>Друзья сайта –>
–> –>
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz –>
  • –> –>

    –> –>Статистика –>

    Каталог файлов

    Контрольная работа (вариант 1)

    Душистая ягодка

    Земляника созревает в июне или в начале июля. Ягоды у неё вкусные, душистые. Листья земляники на зиму не опадают. От кустиков земляники в разные стороны отходят побеги. Это усы. На усике появляется маленький молодой кустик. Земляника любит солнце. Самые крупные и сладкие ягоды можно найти на поляне или на вырубке. Пахучие ягодки так и манят. Найди нас и съешь! (61 слово)

    Грамматические задания

    1. В первом предложении найти существительные; указать их склонение и падеж. Выделить окончания.

    2. Выписать из диктанта три слова с проверяемой безударной гласной в корне. Написать проверочные слова.

    3. Третье предложение разобрать по членам преждложения, указать части речи, выписать словосочетания.

    Контрольная работа (вариант 2)

    Лакомка

    На полянке росли кустики брусники. По краям полянки зеленели кусты малины. На кустике алели крупные ягоды. Вдруг послышался шорох. Что за зверюшка? Присел я на пенёчке и стал тихонько свистеть. Вдруг из куста высунулся чёрный нос, показались хитрющие глазки. Это был медвежонок. Малыш стал меня обнюхивать. Тут затрещали в малиннике сучья. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Я только поиграть с медвежонком хотел. Но разве медведице это объяснишь? (69 слов)

    Грамматические задания

    1. Выписать из диктанта существительные ПОЛЯНКА в разных падежах; указать склонение и падеж. Выделить окончание.

    2. Выписать из диктанта по одному слову, где ПО:

    3. Выписать из диктанта слово с Ъ. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.

    Контрольная работа (вариант 3)

    Кто сеет?

    Кроты по ночам трудились в лесу на поляне, всю её изрыли, распахали бороздки. Дождь смочил кротовую пашню. Солнце нагрело её. Вокруг полянки стоят ёлки. Раскрыли они свои шишки. Налетел ветер. Полетели лёгкие семена. Одни ветер с полянки унёс, а другие в травке запутались. Но многие попали на рыхлую землю. Появились на этом месте ёлочки. Нет на бороздках свободного места.

    Так кроты пашут, ёлки и ветер сеют. А лесные поляны украшаются деревьями. (73 слова)

    Грамматические задания

    1. Определить склонение и падеж всех имён существительных в первом предложении. Выделить окончания.

    2. Выписать из диктанта три слова с проверяемой безударной гласной в корне. Написать проверочные слова.

    3. Написать слово ШИШКА в родительном, дательном и предложном падежах.

    Контрольная работа (вариант 4)

    Ручная ворона

    Я шёл по дороге к деревне. На краю нашей деревеньки стояла школа. Из школы шумной толпой выбежали дети и пошли по широкой улице. На середине деревни дети остановились и стали смотреть на вершину яблони. На яблоне сидели две вороны. Один мальчик стал махать шапкой над головой. Ворона спустилась с ветки и уселась на плече мальчика. Он начал кормить птицу прямо из рук. Другая ворона с интересом наблюдала за своей подругой с верхушки яблони. (75 слов)

    Грамматические задания

    1. Определить склонение и падеж всех имён существительных во втором предложении. Выделить окончания.

    2. Выписать из диктанта по одному слову, где НА:

    3. Написать слово ДЕРЕВНЯ в родительном, дательном и предложном падежах.

    Контрольная работа (вариант 5)

    Проказница

    На лесной полянке в травке радостно играли лисята. Вдруг с молоденькой ёлки на лисёнка упала шишка. Малыш испугался и кинулся с полянки по тропинке к речке.

    Около речки шла свинья с поросятами. Лисёнок свалился на поросят. Поросята завизжали и разбежались. Один бросился в кусты малины. А там медведь сидит. Косолапый заревел и побежал по тропке к полянке. Остановился он только на поляне. Там раньше лисята играли. Поднял мишка голову и увидел белочку на ветке.

    Эта проказница шишку уронила и переполох на поляне устроила. (83 слова)

    Грамматические задания

    1. Определить склонение и падеж всех имён существительных в первом предложении. Выделить окончания.

    2. Выписать из диктанта слово с непроизносимой согласной. Написать проверочное слово. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.

    3. Разобрать по составу слово МОЛОДЕНЬКОЙ. Написать ещё два слова такого же состава.

    Контрольная работа (вариант 6)

    Белка-путешественница

    В городе Орле рабочие пилили брёвна. Вдруг на одном бревнышке появилась белка. Как она очутилась в городе?

    Белку завезли из брянских лесов. В дупле большой ёлки она устроила кладовую. Однажды белка отправилась в лес. Прыгает с ветки на ветку. А лесорубы спилили это дерево. Вернулась белка с прогулки и увидела на месте ёлки гладкие брёвна. Она нашла свою кладовую и спряталась в ней. Брёвна погрузили на машины. Попало туда и бревно с беличьей кладовой. Испугалась белочка и затаилась. Так белка очутилась в городе. (84 слова)

    Грамматические задания

    1. Определить склонение и падеж всех имён существительных в первом абзаце. Выделить окончания.

    2. Выписать из диктанта три слова с разделительным Ь. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.

    3. Первое предложение разобрать по членам предложения, указать части речи, выписать словосочетания.

    Читать онлайн “Диктанты и изложения по русскому языку. 1-4 классы” автора Нефедова Елена Алексеевна – RuLit – Страница 11

    1. Где остались заячьи следы?

    2. Что помогло зайцу избежать беды?

    3. Кто старался разгадать следы зайца?

    4. Что собака подумала о зайце?

    Весной около дороги ребята нашли черепаху. Солнце разбудило её от спячки. Она с трудом шла по дорожке. Ребята порадовались находке. Они смастерили для черепахи домик, положили соломки. Черепаха привыкла и к мягкой постельке, и к новой квартире.

    Каждое утро к лесной полянке прилетали тетерева. Птицы поедали семена ёлки, ольхи. Недалеко от рощи кормились сороки. Однажды лиса шла с охоты. Она почуяла запах птиц. Лисица быстро поползла к добыче. Затрещали сороки на макушке ольхи. Тетерева сорвались с кормёжки.

    (По Н. Никольскому)

    Мы шли по дорожке к роще. На опушке рощи было много лесных ягод. Вот к берёзке подлетели сороки. Дятел застучал клювом по осинке. Грачи важно расхаживали по пашне. Пчёлы перелетали от кашки к гвоздике, от фиалки к ромашке.

    (По В. Свереденкову)

    В комнату внесли большую ёлку. От ёлки потянуло холодком. Но вот веточки её оттаяли, распушились. В доме запахло хвоей. Ребята стали наряжать ёлку. На лесной красавице появились хлопушки, бусы, длинные бумажные цепи. От веточки к веточке потянулись золотые паутинки. На верхушке ёлки Кирилл и Геннадий укрепили звезду. Ёлка ожила, засветилась миллионами огней.

    Каждой травинке, хвоинке хотелось быстрее поймать первую каплю дождя. От речки к деревне вела извилистая тропка. Я медленно шёл по тропинке. Она вывела меня к опушке леса. Пошёл дождь. Рябчик скрылся в середине густой ёлки. Под веточкой устроился зяблик. Пробежал ёж. Дождь шёл тихо. Мне казалось, что он что-то шепчет ёлке.

    Сюзанна и Алла приехали к тёте и дяде в деревню. До деревни они ехали по железной дороге. Утром дядя отвёз их на машине к бабушке. На крыше избушки прыгали воробьи. Домик бабушки стоял на берегу узкой речки. По речке плавали гуси и утки. Девочки помогали бабушке ухаживать за птицей.

    Над горизонтом нависли тучи. Они ползли по небу мохнатым зверем. С болота несло холодом и туманом. Мы с товарищем пошли на речку около леса. Тишина нарушалась шелестом высокой травы. Дятел клювом долбит шишку ели и языком достаёт семена. Собака стоит под деревом, смотрит на рябчика и заливается лаем.

    Во дворе и в доме учителя разместился зоопарк. В зоопарке жила ручная обезьянка. Хозяин передал её киевскому цирку, а взамен взял медвежонка. Теперь обезьянка выступает в Киеве. Медвежонок живёт в Таганроге. Любитель животных увлекается киносъёмкой. Всем очень нравится фильм о дружбе обезьянки, овчарки и сороки.

    Необъятна наша страна. В Архангельске стоит долгая суровая зима. А на юге, в Ялте, люди в море купаются и на пляже загорают. В Петербурге ещё ночь, а в Иркутске уже солнце встало. Утро наступает в Красноярске на несколько часов раньше, чем в Донбасе.

    В поле, на огороде появились проталины. В овраге бегут ручьи. Высоко над полем летит небольшая птичка. Это жаворонок. В колхозе с берёзок вторит ему скворец. Скворец поселился в родном скворечнике. Важно шагает он в огороде по грядке.

    (По Г. Скребицкому)

    Из деревни по дороге идут колхозники. Около рощи они пошли по тропинке. На поляне свернули с тропинки и направились к речке. У речки в стоге сена сидела группа ребят. Кругом тишь. На слабом ветру шелестят листья берёзки. На зелёной травке паслось весёлое стадо маленьких телят.

    Еловый лес сумрачный. В нём всегда стоит запах сырости. Колючие лапы елей царапают лицо и руки. Хороши маленькие лесные красавицы!

    Ель – очень ценное дерево. Из древесины ели делают бумагу. Ель поёт в скрипке, в рояле. Много различной мебели делают из ели. В густом ельнике птицы укрываются от стужи и метели.

    Адрес черники узнай у лохматых и хмурых елей. Земляника любит расти по лесным опушкам, вырубкам, пригоркам. У грибов тоже есть свои адреса. Шампиньоны растут на полях, у лесных дорог, на огородах. Рыжики растут под сос-нами, елями, пихтами, лиственницами. Опята растут на пнях, на живых деревьях.

    (По Н. Надеждиной)

    В осеннем лесу ветер свободно гуляет. Ничто не мешает ему качать серёжки у ольхи. Он подхватывает пыльцу. Пыльца летит по всему лесу. Солнце освещает яркие и пушистые цветы. Лес пахнет мёдом. Гудят пчёлы и шмели. Пролетают первые бабочки. Как всё нарядно!

    Урок русского языка «Ты на земле своя, родная» (знакомство со словарным словом земляника)
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

    2013год объявлен годом охраны окружающей средя. Урок русского языка во 2 классе приурочен этой тематике.

    Скачать:

    04 Ноября 2014, 14:50
    ВложениеРазмер
    urok.doc40 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Ты на земле своя, родная» (знакомство со словарным словом земляника )

    Цели: 1.Ознакомление младших школьников со словарным словом земляника , работа как над написанием слова, так и над его значением.

    2.Обогащение словарного запаса детей лексико- тематической группой слов.

    3.Воспитание вкуса к художественному слову, развитие речи и мышления детей.

    1. Организационная часть
    2. Самоопределение к деятельности
    1. Работа с текстом

    На слайде дан текст, в котором пропущены слова:

    Летнее солнышко пригрело лес. На низких кустиках с тройчатыми листьями появились беленькие глазки цветов ……(земляники). Чуть позже …..(земляника) протянет тебе похожие на алые капельки продолговатые душистые ягоды. Вкусные, ароматные, они просто тают во рту!

    – О какой ягоде идет речь в тексте? (Вставляем слова)

    – Прочитайте текст еще раз.

    -Каким вы представили себе кустик земляники? (тройчатые листья) 1

    -С чем сравниваются цветки земляники? (беленький глазок) 2

    – Ягоды земляники? (алые капельки) 3

    – Удачны ли сравнения, как вы думаете? 4- картинка

    (Открывается картинка и опорные слова к тексту) слайд

    -Что же мы называем словом земляника? Давайте дадим краткий ответ, и в этом нам поможет предложение, в котором пропущены главные слова, определяющие значение слова земляника.

    Слайд : Земляника- это травянистое …(растение) и …(ягоды) этого растения.

    Слайд со словами растение и ягоды

    – Обратите внимание как написано слово земляника. . Произнесите слово и определите в нем орфограммы. ( Ставим ударение и подчеркиваем безударные гласные)

    – Можно ли проверить безударные гласные в этом слове? Значит это какое слово? (словарное)

    1. Сообщение темы и цели урока.

    – Сформулируйте тему урока ( Знакомство со словарным словом земляника )

    – Сегодня на уроке будет много заданий в которых речь будет идти именно о землянике.

    – Спишите предложении, обратите внимание на написание безударных гласных в слове земляника , подчеркните их.

    В разных языках название ягоды земляники связывается с понятием «земля». В немецком языке название этой ягоды имеет значение «земляная ягода». В польском языке она именуется «позёмка». А как хорошо сказал о названии земляники поэт Ю.Кушак:

    Я капелька лета

    На тоненькой ножке.

    Плетут для меня

    Кузовки и лукошки.

    Тот и рад поклониться.

    5. Работа над стихотворением

    – Как автор говорит о землянике? ( капелька лета на тоненькой ножке, имя дала мне родная землица)- добавляется к опорным словосочетаниям

    6.Анализ предложений с пропуском слов.

    -Прочитайте стихотворение. Подумайте какие слова, обозначающие признак предмета по цвету и форме пропущены? Восстанови пропущенные слова:

    З е мл я ничка, з е мл я ничка-

    …(красн е нькая) нев е ли чк а,

    …(бел е нький) цветоч е к

    И …(тройной) листоч е к.

    – Что автор называет словом невиличка?

    – как вы думаете, почему больше подходят по смыслу слова красненькая , а не красная , беленький , а не белый, тройной , а не тройчатый?

    – Почему в этом предложении слова расположены на нескольких строчках? (стихотворение)

    -Подготовьтесь писать это предложение под диктовку. Обратите внимание на выделенные орфограммы.

    Предложение записывается под диктовку, затем сверяется с записью на слайде.

    Читайте также:  Земляника садовая царица описание
    Ссылка на основную публикацию
    ×
    ×